Социально - психологический аспект подросткового возраста

Информация » Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения » Социально - психологический аспект подросткового возраста

Страница 3

На протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнёрами в общении, оказывается фрустированной, порождает многочисленные и многообразные конфликты с родителями и учителями. Снижение успеваемости в средних классах может быть порождено самыми разными причинами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно лишь сделать наоборот (8).

Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х годов. Новые экономические отношения привели к незащищённости подростков на производстве, остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных классах и школах- интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития. В среде несовершеннолетних подростков распространяются стереотипы поведения. связанные с уклонением от учёбы и работы. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5%-совершают преступления - это так называемые трудные дети или педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учёбе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться , не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы (4). В связи с этим мы считаем необходимым создание вокруг этих подростков реабилитационного пространства в ОУ, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

В работе соц. педагогов хорошо зарекомендовал себя подход к «трудным» подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых «акцентуаций» характера. ПредложеннаяА.Е. Личко типологизация, даёт возможность наметить пути коррекционной работы в зависимости от типа акцентуации.

В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются, как школьная дезадаптация. С точки зрения Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребёнка к школе. Методика получила название «Карты наблюдений» Она предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы (8).

Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Степени остроты фрустрации
Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, "стойкости" ...

Память и её разновидности
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает ...

Характеристика специализированных учреждений, осуществляющих психосоциальную помощь
Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru