Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Информация » Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Страница 3

Для изучения влияния мотивации на структурирование индивидуальности были использованы следующие методы:

■ методика диагностики выраженности мотивации к достижению успеха Т. Элерса;

■ опросник структуры темперамента В.М. Русалова;

■ методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

В исследовании принимали участие студенты 2—4 курсов Ставропольского государственного университета, отделения психологии и студенты 2 курса Южно-Российского гуманитарного института отделения психологии, в возрасте 18—21 года. Выборку составили испытуемые в количестве 90 человек. Эксперимент проводился в ноябре 2001 — марте 2002 года.

В ходе исследования решалась задача изучения влияния мотивации к избеганию неудач и мотивации одобрения на особенности индивидуальности на различных уровнях:

■ на уровне целостной индивидуальности (факторная структура; характер межуровневых связей). Для этого использовался факторный анализ;

■ на отдельном уровне (индивида, личности, метаиндивидуальности), то есть уровневые интегральные свойства. Использовался одноуровневый корреляционный анализ;

■ на уровне частных функций и процессов (свойства компонентов индивидуальной структуры).

В результате использования факторного анализа на группе испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения успеха

получены следующие данные. Было выделено 5 факторов, из них 3 значимых.

Первый фактор — фактор неудачи. Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: мотивация избегания неудач (0,65), подчинение (0,59), дружелюбность (0,55), зависимость (0,55) — положительный полюс; на отрицательном полюсе расположились авторитарность (-0,61), эгоистичность (-0,61), агрессивность (-0,56). Первый фактор представлен двумя уровнями интегральной индивидуальности — личностным и свойствами метаиндивидуальности (частичная насыщенность фактора).

Второй фактор — фактор темпа (с отрицательным полюсом). Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: темп (—0,82), пластичность (—0,71), социальная эргичность (-0,63), альтруистичность (-0,57), социальная пластичность (—0,52), дружелюбность (-0,51). Положительный полюс в данном факторе не представлен. Во второй фактор вошли показатели психодинамического и метаиндивидуального уровней интегральной индивидуальности (частичная насыщенность фактора).

Третий фактор — фактор эмоциональной нестабильности, с отрицательным полюсом. В него вошли: эмоциональность (-0,73), мотивация достижения успеха (-0,57), подозрительность (-0,52). Данный фактор представлен тремя исследуемыми уровнями индивидуальности: психодинамическим, личностным, метаиндивидуальным (фактор с полной насыщенностью).

На группе испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха

получены следующие данные: было вьщелено 5 факторов, из них 2 значимых.

Первый фактор — фактор подчинения и зависимости, с полной насыщенностью, включает в себя подчинение (0,75), зависимость (0,70), мотивацию одобрения (0,56) и эмоциональность (0,50) — положительный полюс. На отрицательном полюсе расположились агрессивность (-0,61), социальная эргичность (-0,55) и авторитарность (~0,53). Таким образом, данный фактор представлен тремя уровнями интегральной индивидуальности — психодинамическим, личностным и Уровнем метаиндивидуальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Этапы подготовки и проведения публичного выступления
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: 1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления; 2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности; ...

Начало развития античной психологической мысли
Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. ...

Понятие структуры в психологии восприятия
Начнем с совершенно элементарных вещей. Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психолог ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru