Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста

Информация » Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста » Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть мультики, но мама просит сходить в магазин и т.д. [25, с.74].

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задает очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать.

Разрозненные, малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно - ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат.

Ребенок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, (собственная оценка деятельности будет всегда положительна), а для ребенка старшего дошкольного возраста – «как» это надо делать и каким способом.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). [25, с.76].

Таким образом, главным новообразованием старшего дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, формируется самооценка и личностное сознание.

Интересные материалы:

Виды качеств руководителя
По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней: • репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения; • адаптивный – уме ...

Этапы современного развития
1) Лечебный (первая половина 19 века). Выявление и лечение детей с грубыми дефектами зрения, слуха, выраженными психическими нарушениями. 2) Педагогический (вторая половина 19 века). Начало образования детей с выраженными дефектами разви ...

Зарубежная история психоанализа
В последнее десятилетие 19 века, пребывая в изоляции, Фрейд очень страдал от одиночества; в то же время, как он позднее заметил, именно это давало возможность сконцентрировать внимание на работе, не отвлекаясь на разногласия, которые вско ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru