Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Информация » Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Страница 2

В системно-динамические проблемы мотивации человеческого поведения включен анализ процессов, структур и факторов:

■ побуждающих, инициирующих деятельность;

■ направляющих деятельность и действие (определяющих селективность мотивации, выбор целей, действий и средств, постановку целей);

■ поддерживающих (регулирующих, контролирующих реализацию поставленного намерения и выполнения соответствующего ему действия);

■ прерывающих деятельность (при достижении цели и реализации мотива или при невозможности ее достигнуть);

■ переключающих одно действие на другое при возникновении препятствия.

Мотивация в системно-динамической модели рассматривается как один из видов психической регуляции, которая управляет и организует деятельность, интегрирует побуждения в целостное мотивационное побуждение. Мотивация представляется сложной системой, которую необходимо анализировать на всех этапах деятельности.

На сегодня область мотивации достижения является наиболее разработанной, и именно в ней развиты формализованные модели мотивации.

Мотивация достижения успеха — стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало — является одним из важнейших свойств личности, оказывающих влияние на всю жизнедеятельность человека.

Дж. Аткинсон разработал теорию мотивации достижения успеха, согласно которой мотив достижения успеха связан с уровнем трудности задач. Им было доказано, что задачи средней субъективной трудности будут предпочитаться при условии, что мотив успеха сильнее, чем мотив избегания неудач. Модель предсказывает также быстрое нарастание предпочтения к заданиям средней субъективной трудности при увеличении мотива достижения успеха по сравнению с мотивом избегания неудач. У неуспешно мотивированных личностей максимум избегательной тенденции получается в задачах средней трудности.

Мотив достижения определяется как способность переживать гордость за собственное трудолюбие. Из этого следует, что степень, в которой побуждается тенденция достижения, зависит от степени переживаемой ответственности за результаты своих действий. Если мотив Достижения понимается как стремление проявить, возможно, более высокую степень собственных способностей и усилий, то цель может быть достигнута тем скорее, чем однозначнее успех рассматривается как результат собственных усилий по достижению. Таким образом, Восприятие собственной ответственности — составная часть мотива достижения успеха.

Согласно Н. Фитеру, мотивация достижения успеха, соответственно избегания неудач, взвешивается с актуально переживаемой самоответственностью. В этой модели мотивация успеха возрастает с уровнем трудности задач тем быстрее, чем больше личность чувствует себя ответственной за результат достижения.

Вайнер разработал теорию каузальной атрибуции мотивации достижения. Он создал классификацию факторов, которые, по его мнению, являются важными опосредующими величинами в процессе мотивации: собственная способность, трудность задачи, усилие, случай. Далее Вайнер предположил, что есть тесная связь между каузальной интерпретацией успеха и неуспеха и направленностью мотива. Экспериментально им было доказано, что люди с мотивом стремления к ycпеху сильнее приписывали успех внутренним каузальным факторам (способности), чем люди с мотивом избегания неудач. Успешно мотивированные личности хорошие достижения приписывали собственной] способности, а плохие достижения — малому усилию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Как избежать развода
Если же отношения идут к разводу, что делать? Ответить на этот вопрос мне помог один сайт, к сожалению, у статьи нет автора. Девушка и парень понравились друг другу. Влюбились, стали встречаться, поженились. Год живут. Два живут. На трет ...

Теории мотивации
Каждая психологическая школа подразумевает под мотивом что-то свое. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что мотив — это какой-то феномен, и этот феномен по своей сущности конкретен и психологичен. Принято выделять следующие п ...

Наркомания как предмет психологического исследования
Взгляд на наркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида в социальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программ чрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадии ремиссии, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru