Проявление инфантилизма

Информация » Проявление инфантилизма

Страница 2

По Г.Е. Сухаревой [1959], различаются органический, дисгармонический и гармонический варианты психического инфантилизма в зависимости от того, к чему примыкают его симптомы - к олигофрении, к психопатиям или норме.

Л. С. Выготский [1933] впервые в истории психологии и дефектологии дал глубокое психолого-педагогическое определение сущности инфантилизма, состоящей в нарушении темпа качественной перестройки психических функций (мышления, внимания, памяти, моторики), при котором психика ребенка сохраняет организацию более, раннего возраста. При этом запаздывает формирование сложных опосредованных форм поведения, образуется недоразвитие личности, что ведет к нарушению всех видов произвольной деятельности. Дети с ЗПР, будучи поставлены в условия обучения и воспитания с учетом этиопатогенеза и структуры их дефекта, достигают, в противовес умственно отсталым детям, высокого уровня образования. Исследование, названное Выготским "естественной историей знака", которое проводилось Н. Г. Морозовой под его руководством, легло в основу работ по развитию игровой деятельности аномальных детей, по овладению значением слова, грамматическим строем, значением и смыслом письменной речи глухими школьниками.

Социальный инфантилизм - неприятие молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления.

Социокультуральный инфантилизм развивается при неправильном воспитании, длительной социальной и эмоциональной депривации.

Если инфантилизм обусловлен преимущественно социально-психологическими факторами, клинические проявления его приобретают некоторые особенности. Известны описания "инфантилизированного характера", "синдрома единственного ребенка", в основе которых лежит изнеживающее воспитание по типу "кумира семьи", "гиперопеки" или "гиперпротекции". При этом могут возникать такие черты, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков, инициативы, невыносливость к психическим нагрузкам, а также недостаточная социальная зрелость и адаптированность.

Известны явления госпитализма у подростков (Hoff H., 1930), когда в условиях депривации формируется инфантильная психика. При этом появляются гипертрофированные интеллектуальные интересы, носящие односторонний характер. Наиболее незрелой оказывается социальная сторона интеллекта и эмоций.

В неблагополучных семьях и закрытых детских учреждениях, в условиях гипоопеки и безнадзорности не наступает своевременной положительной социализации личности, в результате чего не формируются система положительно ориентированных внутренних запретов и система ценностей, преобладают преимущественно утилитарные интересы, потребительское отношение к жизни, неспособность к устойчивым межличностным отношениям, легкость закрепления различных отрицательных привычек, отсутствие контроля за проявлениями своих эмоций, побуждений, влечений. Степень выраженности личностной незрелости может быть различной, что и определяет возможность разной судебно-психиатрической квалификации состояния.

Физиологический инфантилизм - отставание в физическом развитии в силу медицинских, физиологических, а не психологических и социальных причин. Например, Ларен В 1871 г. (Lorain) под этим названием описал определенный тип задержанных в общем развитии лиц, сохраняющих и в зрелом возрасте все юношеские черты в отношении роста, пропорций тела и психики (т и п Л о р е н а). Большое значение в этиологии заболевания Лорен придавал врожденному сифилису, малярии, пеллагре. Дальнейшим этапом в изучении И. явилась работа Бриссо (Bris-saud), давшего в 1894 году описание другого инфантильного типа (см. Бриссо болезнь), сохраняющего в результате остановки своего развития не юношеские, а детские пропорции тела и психику (тип Бриссо). Бриссо и особенно Гертог (Hertoghe) считали этиологической основой этих заболеваний гипофункцию щитовидной железы. Дальнейшие исследования показали, что причины и клиническая картина И. могут быть весьма разнообразны. И. может быть наследственным и приобретенным как результат различных заболеваний раннего детства, а также неблагоприятных условий внешней среды («дистрофический И.»). Кроме того Бриссо, Меж, Ганди (Meige, Gandy) и др. ввели еще понятие «позднего И.»—появление синдрома И. с исчезновением вторичных половых признаков и восстановлением детских черт у нормального до того взрослого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников
Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей. Этот же аспект затрагивает ...

Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамент ...

Мнемические способности
Представляемые далее результаты были получены нами совместно с Л.В. Черемошкиной. В частности, можно высказать предположение, что конкретные операционные механизмы мнемических способностей носят общий (генерализованный) характер и, по все ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru