Манипуляции и манипулятор

Информация » Манипулятивные характеры » Манипуляции и манипулятор

Манипуляция - целенаправленное психологическое воздействие, вызывающее у человека видение, чувства, состояния в обход или против его сознательного контроля. Упрощая: манипуляция - скрытое психологическое воздействие.

Основной секрет манипуляции - обход контроля. Основные механизмы здесь следующие:

· скрытое, незаметное для человека воздействие;

· обман контроля, ловко замаскированное воздействие;

· неожиданное воздействие, к которому человек не готов и поэтому не успевает включить контроль;

· использование ловушек, в которые попадает человек;

· воздействие на подсознание;

· воздействие на эмоции и глубинные слои человеческой психики.

Мы видим и чувствуем, что манипуляция действует на нас, но это действие от нас скрыто, и мы ничего не можем с этим поделать.

Манипулятор - личность, использующая других людей для достижения своих собственных целей, чьим главным инструментом является соответственно манипуляция. Предрасположенность к манипуляциям характерна для невротической личности. Одной из потребностей такой личности является потребность в доминировании, обладании властью. Карен Хорни считает, что навязчивое желание доминировать порождает у человека неспособность устанавливать равные отношения. Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все находящееся за пределами его власти воспринимается им как собственное подчинение. От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки. Он считает, что «манипуляция – это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других».

В зависимости от характера манипуляции, можно выделить определенные манипулятивные характеры. Современная классификация манипулятивных характеров построена на стратегиях влияния манипулятора, в ней выделяется три типа характера:

1) «Душка»

2) «Силовик»

3) «Тактик»

«Душка» ведет себя мягко, по-доброму, в основном вызывая положительные эмоции у объекта манипуляции. Манипуляции «Душки»:

· Комплименты: "Вы великолепно выглядите!";

· Обаяние тактичности, «Волшебные слова»: спасибо, пожалуйста, будьте добры;

· Благодарность: "Огромное вам человеческое спасибо за вашу помощь и поддержку!";

· Соблазнение.

«Силовик» рассчитывает на свою силу и старается подавлять объект манипуляции. Манипуляции «Силовика»:

· Эмоциональная атака: "Я сто раз понятным языком говорила этому ужасному человеку, что ни мы и никто другой не сможет выполнить его непонятных требований, но он упорно настаивает, и угрожает нам различными санкциями, судами, конкурентами, чем совершенно вывел меня из себя…";

· Настаивание;

· Давление понтами: "Я - представитель компании «NNN» ";

· Давление авторитетом: "А генерал сказал, что бегемоты летают";

· Давление на жалость: "Сами мы не местные";

· А также давление виной, страхом, чувством долга, обидой и т.д.

В отличие от «Силовика» и «Душки», «Тактик» не влияет напрямую на человека. Он старается создать определенные условия, из которых нужные действия вытекают сами собой. Манипуляции «Тактика»:

· Выстраивание ситуации: лежачие полицейские на дороге - они водителей не уговаривают и не запугивают, но лежат так, что водители сами понимают ситуацию и сами принимают нужное решение;

· Выбор без выбора: "Ты какую кашу будешь: рис или гречку""

· Категорично подаваемая информация: "Из проверенных источников известно…";

· Обман;

· Отвлечение или переключение внимания;

· Вовлечение;

· Внушение.

Интересные материалы:

Мозг или тело
Мы не случайно начали наш анализ с картезианской психофизической проблемы и ее принципиального теоретического решения, предложенного Спинозой, ибо позиция, занимаемая психологами-теоретиками в отношении к картезианской дихотомии, и есть т ...

Восприятие пространства
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные ...

Механизмы формирование профессиональной ориентации молодого поколения
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающе ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru