Виды, уровни, функции межличностного общения

Взаимопонимание в межличностном общении » Виды, уровни, функции межличностного общения

Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:

• ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;

• деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я-Вы контакт;

• интимно-личностный уровень; цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует Я-Ты контакт.

Общение различается по видам:

– Опосредованное общение – предполагает не полный психологический контакт – по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

– Непосредственное – общение «лицом к лицу», при контакте визуальном. Формальное общение – деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу «эксперт – аттестуемый»,

– Неформальное общение – доверительное, товарищеское, интимное.

– Диалогическое общение – общение между двумя людьми.

– Групповое – общение в группе людей

– Массовое общение.

В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения. Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:

1) контактная функция – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная функция – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

3) побудительная функция – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная функция – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний;

6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;

8) функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера [12,15].

Интересные материалы:

Психологические особенности женщин как субъекта профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, ее персонализации. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества. Эта деятельно ...

Личность слепых
Личность слепого зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок - это особый тип личности, поэтому между ним и родителями с периода новорожденности уставляется определенная эмоциональная напряжен ...

Синдром детского аутизма
Примером искаженного типа психического развития по Лебединскому, является синдром раннего детского аутизма. Этот тип относится к группе эмоционально-волевых нарушений у детей. Он был впервые описан Л. Каннером (1943), который выделил осно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru