Проявление инфантилизма
Впервые использовать термин инфантилизм (от лат. iufantilis – детский) по отношению к человеческому поведению предложил французский невропатолог и психиатор Эрнест Шарль Ласе́г (Lasègue) в 1864 году.
Он обозначал его как - особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени. Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностными, незрелыми суждениями. Позднее, немецкий психотерапевт G. Anton (1904) выделял так называемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения.
В течении последующего века инфантилизм был изучен практически со всех сторон его проявления. Зарубежные школы понимали инфантилизм как:
сохранение у взрослых физических и психических признаков детства, как низкорослость, детскость в сочетании с незрелостью психики, как задержку развития
Э.Крепелин одним из первых связал возникновение психопатии с парциальным психическим инфантилизмом (ювенилизм) — задержкой эмоционального созревания , и считал что инфантильная психика содержит в себе ростки будущих психопатий, с одной стороны, и тесное патогенетическое сродство психопатий и наркоманий, с другой, выстраивается следующий континуум: «инфантилизм – психопатия - наркомания». Парциальный личностный дисгармонический инфантилизм составляет основу разных форм личностной патологии, начинающейся с детства, и наиболее выражен у неустойчивых и истерических личностей.
Э. Кречмер также считал незрелость эмоционально-волевой сферы неизменной конституциональной основой психопатической личности. На патогенетическую связь инфантилизма и психопатий также указывают Б. Линдберг, Матес, Г.Ског, О. В. Кербиков, В. В. Ковалев, М. И. Буянов и др.
В 30х годах 20 века впервые выделился «моторный инфантилизм» [Homburger А., 1926], отличающийся от «дебильной двигательности» тем что отсутствуют признаки органических изменений в головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы. Этот термин использовался для обозначения проявлений недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма.
Фриц Виттельс описывает в своем труде «Фрейд. Его личность, учение и школа.», как он пришел к определению «нарциссизм» из понятия инфантлизма:
«1907 г. я описал такой тип под именем « женщина-ребенок » . О нарцизме я тогда ничего ещё не знал. Женщина-ребенок, по моему объяснению, была женщина, которая, благодаря преждевременному расцвету своей красоты, слишком рано делается объектом ухаживаний. Таким образом, красивому ребенку нет времени созреть в женщину, и он остается таким, каким его желают.
Женщина-ребенок остается недалекой, детски красивой и детски несдержанной, переходит из рук в руки и должна погибнуть.
Половые болезни и туберкулез намечают в ней свою жертву, а мужчины, которые раньше поклонялись ей, называют ее доступной, потому что она не сохраняет верности.
В моем распоряжении имелось тогда лишь понятие об инфантильном аутоэротизме, и я развил из него часть того, что получило впоследствии название нарцизма. Я прочел эту статью перед ее опубликованием Фрейду. В настоящее время стала доступнее пониманию, чем в 1907 г., притягательная сила, отличающая женщину-ребенка, и ее своебразная сексуальность. Я сказал тогда: женщина-ребенок это первобытная женщина.»
Интересные материалы:
Культурно-историческая психология
Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе "первобытного" мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.
Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, пред ...
Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновен ...
Умственно отсталые дети
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаясь воспитывать и обучать, изучать и коррегировать их недостатки в середине XIX века. Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной пе ...