Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации
Под социальной адаптацией
понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности [26, c.98]. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации [26, c.99]. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства [28, c.255]. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации ("эффект Маугли") [29, c.156].
В зависимости от того, в каких условиях и на основании каких механизмов осуществляется приспособление к среде, выделяют различные виды адаптации
[6, c.144]:
Физиологическую
(взаимодействие различных систем организма), биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
Психологическую
(приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний, например повышение чувствительности глаз в темноте);
Социально-психологическую
(приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).
Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.
Рассматривая этапы вхождения личности в коллектив, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию
[7, c.58]. Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность коллектива, а вторичная - все последующие изменения в службе (переход на новую должность, переезд в другой город и т.д.). Адаптированностьличности может иметь, в основном, два уровня, зависящих от отношения личности к ценностям коллектива и отношения к новому члену [12, c.345].
1). Уровень поверхностной адаптированности
- внешнее принятие личностью норм коллектива, условное следование им в целях сохранения принадлежности к группе под давлением необходимости выполнения воинского долга. Изменения не затрагивают глубоких структур личности. При отсутствии контроля личность может легко вернуться к привычным способам поведения. Устанавливаемые контакты непрочны, мотивированы, как правило, только симпатией или антипатией. Эмоциональная удовлетворенность низкая;
Интересные материалы:
Родительско-воспитательная сфера
Юноши и девушки как потенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированию семьи и понимать значение семьи в личной жизни. Роль матери/отца начинается с развития чувства материнства/отцовства, которое лучше развив ...
От висцерального субъекта к личности
Новорожденный появляется но свет неспособным к какой бы то ни было внешнепредметной активности, а значит остаться живым он может только благодаря тому, что сразу же оказывается включенным в систему внешних рефлексивных отношении с матерью ...
Группа параноиков
Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его повед ...