Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности

Информация » Индивидуальный стиль деятельности » Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности

Страница 1

В советской психологии говорилось о двух предпосылках, при которых возможно усвоение индивидуального стиля деятельности:

1) зона неопределенности деятельности, при которой одна и та же цель может быть достигнута различными движениями, целями и операциями;

2) стремление субъекта выбрать наиболее подходящую индивидуальную систему движение, операция и промежуточных целей, которая помогла бы добиться максимального успеха, и, которая была бы наиболее согласованной с разноуровневыми индивидуальными свойствами.

По мнению Мерлина, существует еще один источник, который непосредственно связан с предыдущими двумя предпосылками усвоения индивидуального стиля деятельности. Данный тип отражает социальные отношения и требования общества в целом. Кроме того, этот источник отражает взаимоотношения в коллективе и требования коллектива.

Индивидуальный стиль деятельности в различных типах общества

Наиболее общее социальное условие, от которого зависит зона неопределенности индивидуальной деятельности, – дифференциация условий жизнедеятельности и в степени деятельности социальных групп. Возьмем классовое эксплуататорское общество. Данное общество будет характеризоваться наличием жестких классовых различий как в роли и значении труда в жизни человека, так и в соотношении физического и умственного труда, так и в усвоении различных форм культуры. В этом типе общества границы, в которых человек может применять свою деятельность, жестко определены и труднопреодолимы, только иногда их удается преодолеть. При этом заметим, что преодолеть данную границу могут только единицы из всей массы.

Теперь рассмотрим общественные отношения в капиталистическом обществе. Общественные отношения в капиталистическом обществе также ограничивают усвоение индивидуального стиля деятельности. В данном обществе происходит ограничение стремления работника к усвоению наиболее продуктивной системы движений, операций, которые доставляют работнику наибольшее удовлетворение.

На основе выше сказанного, можно утверждать, что в капиталистическом обществе отсутствуют базовые объективные предпосылки для формирования индивидуального стиля деятельности в производственных профессиях. Можно также отметить, что все факторы в капиталистическом обществе дезиндивидуализируют человека.

Более того, научно-технические революции в капиталистическом обществе только усиливают дезиндивидуализацию человека. Так как научно-техническая революция предполагает замещение человеческого труда автоматическими устройствами, то у простого рабочего остается меньше возможностей для движения, поскольку существуют границы в обществе. Поэтому зона неопределенности деятельности, которая обеспечивает свободный выбор действий всем индивидам, сводится к «нулю». В результате всего вышесказанного, ограничивается возможность развития индивидуального стиля деятельности.

Возникает вопрос, в каком же обществе возможен индивидуальный стиль деятельности? По мнению Мерлина В.С. индивидуальный стиль деятельности возможен в массовых производственных профессиях, возникающий только в социалистическом обществе. Исследования, проводимые Мерлином и его коллегами, показали, что, изучая труд ткачих-многостаночниц и других представителей массовых производственных профессий, что индивидуальный стиль деятельности возможен только при условии, что деятельность будет осуществляться с полуавтоматическим управлением. Более того, данные исследования показали, что легче всего с этой работой справляются только ткачихи с подвижными нервными процессами.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы ...

Социальный стереотип как психологическое явление
Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и ...

Патохарактерологическое развитие глухих детей
Выделяют три группы патохарактерологического развития глухих детей (В.Ф. Матфеев, 1987). А - личности с повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью (40%). Отмечается двигательное беспокойство, раздражительность, повышенная о ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru