Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте

Страница 1

«Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей» (В.П. Кащенко)

До 60-х годов использовался термин «слабоумие», отражавший преимущественно количественную сторону интеллектуального дефекта. Позднее стало применяться понятие «умственная отсталость» как стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются отраслью специальной педагогики - олигофренопедагогикой (от греческого "олигос" - мало и "френ" - ум). Это обусловлено тем, что наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией.

Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный, натальный и постнатальный периоды (перинатальные изменения).

Патогенные факторы:

1.Экзогенные (инфекционные заболевания матери в период беременности, родовые травмы, заболевания ребенка в период новорожденностн).

2.Эндогенные (патологическая наследственность, умственная отсталость родителей, несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору).

3. Смешанные (алкоголизм, наркомания являются как экзогенными - отравление плода через плаценту, так и эндогенными факторами - повреждение генетического аппарата родителей).

Отличительной особенностью олигофрении является диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга, с преимущественными интеллектуальными нарушениями.

По глубине дефекта различают три степени олигофрении:

1. Идиотия.

Самая глубокая степень умственной отсталости. Этим детям недоступно осознание окружающего, речевая функция резко ограничена и часто вообще не развивается. Вследствие тяжелых нарушений моторики, координации движений они ведут лежачий образ жизни (постельный режим). Гигиенические и навыки самообслуживания или невыражены или не развиваются. Они не обучаемы и находятся в специальных учреждениях системы социального обеспечения, где оказывается необходимый уход и лечение. После 18 лет они переводятся в специальные интернаты для хронических больных.

2. Имбицильность.

Соответствует средней степени тяжести нарушений. Имбицилы обладают небольшими способностями к овладению речью, усвоению несложных навыков самообслуживания. Но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, историки и эмоционально-волевой сферы делает их необучаемыми даже во вспомогательной школе. В специальных детских домах для глубоко умственно отсталых, где они находятся вместе с идиотами, часть из них может овладеть некоторыми навыками чтения, письма, счета.

3. Дебильность.

Наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. Наблюдается недоразвитие аналитико-синтетической функции, нарушения фонематического слуха. Они обучаются во вспомогательной школе, где с трудом овладевают письменной и устной речью, навыками счета. Предметные дисциплины они усваивают в ограниченном объеме. Соматические, моторные нарушения значительно ограничивают их профессионально-трудовую деятельность.

В системе министерства образования РФ существуют специальные сады с круглосуточным пребыванием детей, а также специальные детские дома. Разрешается открытие дошкольных групп при вспомогательных школах-интернатах. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности, неосложненная форма». Прием осуществляется в возрасте 4-8 лет.

В системе министерства здравоохранения РФ имеются специальные ясли и психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием детей с органическим поражением ЦНС. В них принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильностн, осложненная форма». Прием в ясли в возрасте 2- 4 лет, в санаторий - 4-8 лет.

В учреждения министерства социального обеспечения принимаются дети с диагнозом «имбецильности или идиотии».

1. Задержка моторного развития. Они значительно позднее начинают держать голову, садиться, стоять, ходить (до 2 лет).

2. Общая патологическая инертность. Снижение интереса окружающему, моторная и психическая заторможенность, замедленность выполнения всех действий.

3. Нарушается развитие основных форм общения. Не возникает интереса и желания играть с игрушками; нет реакции оживления на взрослых, и в дальнейшем отсутствие эмоциональное контакта с родителями и сверстниками.

4. 3адержка речевых предпосылок развития. Нарушение предметных действий, общения со взрослыми. Также возникает недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, это приводит к более позднему формированию лепета и гуления, а позднее - и других форм речи. Задержка гуления и лепета наиболее характерна в связи с их рефлекторной в первые месяцы жизни ребенка и зависимостъю от органического состояния ЦНС.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Внутренняя речь, ее особенности, происхождение
В отечественной психологии знаниями о внутренней речи мы обязаны главным образом Л. С. Выготскому. Согласно его исследованиям, внутренняя речь образуется из внешней речи путем изменения ее функции к вследствие этого — ее структуры. Из сре ...

Содержание понятия «способность»
Категория "способности" относится к основным категориям психологии. Аристотель выделял 10 основных категорий, под которые подпадало все, что подлежит осмыслению: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положен ...

Начало развития античной психологической мысли
Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru