Гендерный подход к исследованию личности

Информация » Степень выраженности личностных характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД России » Гендерный подход к исследованию личности

Страница 1

гендерный психологический женщина сотрудник

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст; они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и тендера[2].

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста на рубеже 70-80-х годов XX века, когда в поле общественных наук и стала формироваться новая отрасль научного знания и дисциплина – гендерные исследования. Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер». Этому вопросу были посвящены работы американских феминистских теоретиков Гейл Рубин, Роды Ангер, Адрианны Рич и др. Пол относится к универсальным биологическим отличиям мужчины и женщины.

Введение понятия «гендер» в научный оборот современного социального знания преследовало несколько целей:

- «уйти от» термина «sex» (биологический пол) при интерпретациях проблем полоролевого разделения труда;

- перевести анализ отношений между полами с биологического уровня на уровень социальный;

- отказаться от постулата о «природном назначении полов»;

- показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих категорий как «класс», «раса».

Термин «гендер» (социальный пол, как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.) и был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.

Гендер– специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщины и мужчины, их взаимоотношения между собой. «Гендер» обозначает сумму представлений и ожиданий, которые связываются в обществе с «женственностью» и «мужественностью» [3]. Гендер, таким образом, относится не только к женщине или к мужчине, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме[4] .

Гендер имеет свою историю, которую можно проследить; свою структуру, которую можно исследовать.

На первом этапе своего развития гендерные исследования развивались в рамках полоролевого подхода. Полоролевой подход Т. Парсонса стал первой теорией, объясняющий функционально обусловленное различие мужских и женских ролей в обществе, она помогла осмыслить позиции мужчины и женщины в семье и в системе властных отношений[5].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Влияние эмоций на тело человека
У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс ра ...

Исследование индивидуальности супругов
Результаты индивидуально-психологического обследования можно использовать в консультировании двояко: для установления меры личностной совместимости супругов и для информирования супругов об их личностных особенностях. При дифференциально ...

Специфика деятельности педагога-психолога в учреждении образования
Должностные обязанности специалиста Свою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных учреждениях, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru