Проявление памяти в различных видах деятельности

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Проявление памяти в различных видах деятельности

Страница 1

Деятельностный подход к изучению памяти, т.е. ее изучению в единстве с содержанием и структурой деятельности человека, является традиционным в отечественной психологии. В русле этой концепции тщательно изучались условия, природные и социальные, детерминирующие деятельность человека в фило- и онтогенезе, и конструировалась теоретическая модель деятельности, включающая три основных структурных компонента: цели, мотивы и способы ( А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). На основе такого подхода, как было показано выше, все исследования памяти в отечественной психологии 30-60х гг. рассматривали память как продукт деятельности и изучали ее продуктивность в зависимости от характера имеющихся у субъекта мотивов, Целей и способов деятельности, направляя свое внимание преимущественно на раскрытие отражательных, когнитивных функций памяти, и зачастую игнорируя другую важнейшую сторону ее активности - функции продуктивные, лежащие в основе конструирования самой деятельности и отдельных ее компонентов. Это объясняется тем, что указанная теоретическая модель деятельности не завершилась формированием интегрального понятия о ней как замкнутой саморегулирующейся системе, все компоненты которой объединены общим и частными контурами прямых и обратных связей, направляющих потоки информации и алгоритмы ее переработки в данной системе [4].

Разработанная П.К.Анохиным "теория функциональных систем" в наиболее интегрированном виде конструирует модель целостных актов поведения как замкнутой информационной системы. В этой связи данная теория представляет очень большой интерес для психологии памяти, т.к. позволяет объединить все уровни и этапы мнемической активности и представить их как звенья единой саморегулирующейся системы. Функциональная система, по П.К.Анохину, является единицей интегративной деятельности целого организма, которая обеспечивает его саморегуляцию посредством своих особых закономерностей, избирательно направляя течение всех процессов организма до завершения определенного акта поведения и до оценки полученных результатов. Модель функциональной системы включает четыре основных взаимосвязанных элемента рефлекторного акта, образующих замкнутую систему саморегуляции - общего механизма всякого поведенческого акта и происходящих в нем процессов переработки информации. Такими основными элементами (блоками) данной системы являются: афферентный синтез, принятие решения и прогнозирование, действие и оценка результата, обратная афферентация

В структуре данной модели память рассматривается П.К. Анохиным традиционно как элемент хранения и выдачи прошлого опыта. Она представлена как один из основных составляющих компонентов первой стадии переработки информации - стадии афферентного синтеза, играющего важную роль в подготовке всех последующих стадий. Однако анализ функциональной структуры всех стадий данной системы позволяет нам утверждать, что память является необходимым компонентом каждой из них [5].

Первая стадия функциональной системы, как показано в модели П.К.Анохина, - это афферентный синтез, включающий четыре компонента: доминирующую мотивацию, обстановочную афферентацию, пусковую афферентацию и память. Афферентный синтез выступает как узловой механизм интеграции, в результате которого определяются основные аспекты содержания и направленности всякого действия: "что делать", "как делать" и "когда делать". На этой стадии осуществляется избирательность как проявление активности нервной системы: Внешний стимул не получает в нервной системе линейного распространения. Он выступает как пусковой сигнал для интегрированной реакции, которая пребывает в скрытом виде (например, в форме динамического стереотипа). Таким образом, условный раздражитель включается в какую-то большую систему отношений, которая может иметь превалирующее значение в определении качества ответной реакции. Любая внешняя информация, попадающая в центральную нервную систему, неизбежно сопоставляется на весах доминирующей в данный момент мотивации, которая осуществляет фильтрацию информации, т.е. в каждый данный момент определяется значимость этой информации и производится активный отбор информации, необходимой для выработки решения и постановки цели. Нейрофизиологическая основа таких мотивационных предрасположений состоит в том, что восходящие влияния гипоталамических и ретикулярных образований избирательно активизируют синоптические организации коры мозга, чем опосредуется подбор текущей информации в интересах доминирующей мотивации. Потенциально организм способен воспринимать неисчислимое количество информации, однако только незначительная часть ее входит в афферентный синтез, что связано с ограниченными возможностями проводящих путей и центральных участков. Второй элемент афферентного синтеза - обстановочная афферентация, сигнализирующая о стационарной обстановке и общей ситуации, в которой предпринимается действие. При этом создается предпусковая интеграция возбуждений, которая находится в скрытом состоянии, но может быть немедленно выявлена при действии пускового сигнала. Третий элемент - пусковая афферентация - приурочивает действие скрытых возбуждений к определенному моменту, наиболее подходящему для осуществления действия. Четвертый элемент - память. Без активизации сохраняемого прошлого опыта невозможен афферентный синтез. Каждый раздражитель извлекает из хранилищ памяти именно те ее накопления, которые соответствуют требованиям данной ситуации. На основе этих механизмов мобилизуются те фрагменты прошлого опыта, которые способны обогатить настоящее поведение и сделать его максимально точным. Природа этих интимных механизмов памяти еще мало изучена. П.К. Анохин высказывает по этому поводу следующую гипотезу. Основой извлечения из нервной клетки элементов фиксации прошлого опыта являются процессы субсинаптической мембраны, где возникают цепи химических реакций, обладающие высокой ферментативной специфичностью. По этой ферментативной цепочке, начинающейся от субсинаптической мембраны, впечатления прошлого опыта могут "вытягиваться" в точном соответствии с потребностями эфферентного синтеза в данный момент. Такая гипотеза способствует пониманию механизма отбора новой информации в связи с прошлым опытом субъекта, что констатируется в последние годы в психологических исследованиях взаимодействия кратковременной и долговременной памяти. Все указанные механизмы афферентного синтеза совершают обработку и интегрирование всей притекающей в мозг информации только при наличии ориентировочно-исследовательской реакции, благодаря чему происходит непрерывное тонизирование коры от ретикулярной формации. На этой основе осуществляется объединение всех элементов афферентного синтеза и возможен переход к следующей стадии работы функциональной системы - принятию решения [4].

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные. Прежде чем вступить в общение с другим человеком ...

Основные сведения об учреждении, направлениях его работы и специфике
Учебное заведение, в котором я проходила практику называется средняя школа, которая находится в Учреждение обеспечивает получение базового и среднего образования по типовым и индивидуальным программам, здесь работают разнообразные кружки ...

Отвращение и презрение
Человек, вступая в сложные и многообразные взаимодействия с окружающей средой, как физической, так и социальной, демонстрирует огромное разнообразие реакций приближения - отстранения. Он обладает множеством мотивационных механизмов, побуж ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru