Проявление памяти в различных видах деятельности
Поэтапный анализ всех уровней функциональной системы деятельности показывает, что именно память выступает в качестве важнейшего интегратора этой системы в едином контуре ее саморегуляции. Память - необходимый компонент стадии афферентного синтеза, где она опосредует отбор входной информации в соответствии с сохраняемыми в ней мотивационными установками. Она - важнейший компонент акцептора действия, опосредующий построение образа цели и его сохранения для последующего сличения с полученным результатом. Тем самым память выступает также важнейшим элементом обратной афферентации и приобретения нового опыта, его включения в построение новых программ поведения. Память в ее непроизвольных формах органически включена в состав, всякой функциональной системы как интегративный механизм всякого действия. Память в ее произвольной форме, рассматриваемая как законченное целенаправленное действие (например, произвольное напоминание или воспроизведение конкретного материала), может выступать в качестве самостоятельной функциональной системы, направленной на достижение данной цели, со всеми присущими ей механизмами саморегуляции. В сложной структуре деятельности человека непроизвольная и произвольная формы памяти сосуществуют, составляя важнейший психологический механизм организации действий, направленных на решение познавательных, мнемических и практических задач. В силу принципа единства и целостности функциональной системы решение любой задачи субъектом обязательно включает участие и взаимодействие всех процессов (подсистем). Поэтому обязательным компонентом функциональной системы в любом действии является память [9].
Интересные материалы:
Социально-психологическая характеристика понятия группы
Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии.
Интерес исследователей к проблемам группы обусловлен рядом принципиальных момен ...
Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании
детей старшего дошкольного возраста
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениванием. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, напри ...
Психоаналитическое лечение психосоматических симптомов
Существует фундаментальное различие между психосоматическими и психоневротическими симптомами. Несмотря на то, что защитные механизмы играют определенную роль в психосоматических состояниях, сам характер этой роли противоречив, а психосом ...