Синдром детского аутизма

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Синдром детского аутизма

Страница 1

Примером искаженного типа психического развития по Лебединскому, является синдром раннего детского аутизма. Этот тип относится к группе эмоционально-волевых нарушений у детей. Он был впервые описан Л. Каннером (1943), который выделил основную триаду симптомов:

- аутистические переживания,

- однообразное поведение с особенностями двигательных расстройств,

- своеобразные нарушения речи

Происхождение аутизма мало изучено. Л. Каннер (1943) осматривал его как особое болезненное состояние, относящееся к психической патологии; Г. Аспергер (1994) - как патологическую конституцию, близкую к психопатической. В настоящее время большинством исследователей детский аутизм оценивается как патология шизофренного круга: как начальный период детской шизофрении или реже - тяжелую форму шизоидной психопатии. Т. е. предполагаются генетические механизмы патогенеза. Но при этом необходимо дифференцировать собственно РДА и синдром аутизма. Последний встречается как проявление изоляции при многих типах отклонений в развитии.

Возможно, развитие аутизма и органического происхождения в связи с внутриутробным поражением ЦНС и особенно стволовых структур. (Лебединский Л.С., 1981). В рамках психоаналитического направления большое значение отводится хронической психотравмирующей ситуации, в частности, вызванной нарушением эмоциональной связи ребенка с матерью (аффективная депривация), холодностью последней, или наоборот - агрессивным поведением со стороны родителей, блокирующими эмоциональную сферу и психическую активность ребенка (Беттельхейм Б., 1967). Психоегнные факторы в виде подавления спонтанной, эмоциональной активности у ребенка доминантными родителями вызывает "уход в себя" по типу защитной реакции.

По мнению других психологов, основу данных нарушений составляет патологическая фиксация симбиотической связи – «мать-ребенок», изолирующей последнего от окружающего мира и мешающую формированию адекватного представления о нем (Бош Г., 1970). Основной дефект при аутизме рассматривают как недостаточность "Я-концепции", нарушение формирования сознания и снижение общей психической активности (Лутц Я., 1968). Кроме того, важное значение отводится врожденной инстинктивной недостаточности (Аспергер, Г., 1944), врожденной тревожности (Шесс С., 1978), в недостаточности интуиции, неспособности понимать переживания других людей (Ван-Кревелен Д., 1971), снижении потребности в общении (Сухарева Г.Е., 1974).

Проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими, в ограничении коммуникации (уход в себя, в свой внутренний мир). Слабость контактов наблюдается по отношению, как к близким, так и сверстникам. Аутичный ребенок, в семье или в детском коллективе ведет себя так, как будто находится один: он смотрит мимо людей, не отзывается на свое имя, не обращает внимания на действия других. Он играет один, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит, Но игра отличается бедным набором стереотипных движений и ограниченностью мимики.

Ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающие предпочитает неодушевленные обьекты. Отмечается отсутствие эмоционального резонанса на окружающую ситуацию, холодность и безразличие, по отношению даже к близким, сочетающаяся с повышенной сензитивностью.

Наблюдается болезненная гиперестезия к обычным сенсорным раздражителям. Обычные стимулы являются чрезмерными, неприятными, действуют травмирующим образом. Поэтому нормальная окружающая среда для аутичного ребенка является источником постоянных отрицательных эмоций, внутреннего дискомфорта. Человеческое лицо особенно часто становится сверхсильным раздражителем, поэтому они избегают прямого зрительного контакта.

Защизаясь от этих чрезмерных раздражителей, ребенок замыкается в своем внутреннем мире, избегает общения. Вследствие аффективных нарушений чувство неприятного сопровождает всe виды восприятия, придавая им болезненный оттенок и вызывая негативные эмоции. На фоне постоянного ощущения сенсорного дискомфорта дети стремятся к получению активирующих впечатлений (аффективная аутостимуляция): раскачивание туловища, прыжки, стереотипные движения. Эти действия направлены не только на повышение психического тонуса в целом, но и на избирательную стимуляцию положительных эмоций. Дети пытаются также регулировать состояние сенсорного дискомфорта, затыкая уши, на время закрывая глаза и т. д. Воспринимая мир как источник отрицательных эмоций, они вызывают чувство тревоги и страха.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Успокоение «УМА»
Если рассматривать УМ как осознанный иллюзорно приобретённый опыт + интеллект, которому всегда мешают эмоции или внешние и внутренние раздражители, то с бессознательным умом (восточное состояние «НЕ УМА»)*, всё гораздо проще. Вот как нам ...

Характеристика специализированных учреждений, осуществляющих психосоциальную помощь
Система социальной работы, являясь общественной исторической системой, относится к классу сложных, открытых систем. Как открытая система социальная работа тесно взаимодействует, обменивается информацией с другими системами (экономической, ...

Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновен ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru