Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка

Страница 3

4) Социальная А.- это процесс активного приспособления индивидуальности к условиям новой социальной среды; или формирование индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Является интегративным показателем психологического состояния человека, отражающим его психологические возможности выполнять определенные социальные функции. Можно выделить следующие показатели социальной адаптации:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2) гармоничная система отношений и процесса общения с окружающими;

3) способность к трудовой деятельности, обучению, организации отдыха;

4) способность к самообслуживанию в семье и коллективе;

5) изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями окружающих.

При этом важно значение имеет принятие личностью определенных социальных ролей. Неправильное представление о себе и своих социальных связях ведет к нарушению адаптации - дезадаптации, которая, в частности, проявляется социально-психологической изоляцией, снижением успеваемости, неадекватными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками.

Если говорить об основных формах восстановления адаптации, то биологическая адаптация у аномальных детей связана с усилением функции сохранных систем или за счет применения аппаратуры, улучшающей зрение, слух. Психологическая адаптация достигается методами коррекционной педагогики и специальной психологии, коррегирующих вторичные психологические нарушения. Эти методы, в частности, позволяют рационально воспринимать имеющуюся аномалию, уметь к ней адаптироваться и не обращать на него внимание в повседневной жизни. Социальная адаптация приспосабливает аномального ребенка к полноценной жизни в обществе, среди нормальных детей.

5. Интеграция (с латинского «объединение»)

Для этого используются методы интеграции, которые также можно подразделить на определенные формы:

1) Психологическая - достигается за счет компенсаторного объединения разрозненных ВПФ, для выполнения определенной психологической деятельности. Аномалия обычно вызывает психологическую дезинтеграцию с нарушением связей между различными ВПФ. В частности, эмоционально насыщенная, совместная деятельность и направляемая специальным психологом, позволяет интегрировать нарушенные ВПФ.

2) Педагогическая - объединение аномального ребенка с нормальными детьми в процессе воспитания и обучения. При этом ребенок не должен чувствовать себя изолированным в коллективе и адекватно участвует в совместной деятельности. Активно используется также домашнее обучение и воспитание, а также создание специальных классов в общеобразовательных учреждениях. Это позволяет не изолировать ребенка от семьи, от коллектива нормальных сверстников.

3) Социальная - определение аномального ребенка в соответствующий его возрасту социальный коллектив, с формированием правильного восприятия его со стороны сверстников и преподавателей. Создание позитивных социальных условий в семье, обеспечивающих личностную самореализацию ребенка. Профессиональная ориентация и подготовка аномального ребенка для выполнения определенной трудовой деятельности, других социальных функций в соответствие с его психофизиологическими возможностями.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Семья как социальная и эмоциональная единица
Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи (в отличие, например, от социологического и э ...

Страх и тревога
Страх - это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. И все же страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются чел ...

Барьеры установки
Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т.е ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru