Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка

Страница 1

1) Развитие нормального и аномального ребенка подчиняются общим психофизиологическим законам. Это определяет большое значение для развития аномального ребенка, его потенциальных возможностей, которые используются для коррекции и реабилитации. Кроме того, данная закономерность применяется в современных условиях для интеграции аномального ребенка в общее образовательное пространство, для совместного обучения и воспитания в коллективе с нормальными детьми. Это уменьшает возможность вторичных психологических нарушений.

2) Развитие нормальных детей, кроме общих особенностей, характерных для всех, может иметь и своеобразные свойства индивидуальности. Они заключаются в возникновении, в частности, явления "одаренности", которое проявляется в наличии особых способностей, более высоких по уровню развития, чем у среднестатистических детей.

3) Своеобразное аномальное развитие заключается в возникновении на фоне часто биологической недостаточности определенных функций вторичных психо-эмоциональных изменений, отличающих ребенка от обычных детей. Они могут быть представлены в виде положительного своеобразия, вследствие компенсаторного усиления конкретных ВПФ; так и в виде отрицательного своеобразия, вследствие нарушения других ВПФ и личностных отклонений. Так, недостаточность рационального мышления вызывает усиление образно-художественного мышления, возможно, до степени одаренности или, наоборот, недостаточность логического мышления вторично ухудшает функции соответствующего типа восприятия и памяти. Положительное своеобразие аномальных детей часто сближает их по уровню психологического развития с одаренными детьми.

Отличия вторичных отклонений в развитии от первичных

1) По времени возникновения (первичные нарушения развиваются раньше).

2) По структурно-функциональному принципу (первичные чаще связаны с поражением определенных структур и поэтому называются органическими (или биологическими)), а вторичные обусловлены преимущественно изменением функции определенных систем и характеризуются как функциональные (или психоэмоциональные).

3) По действию повреждающего фактора (повреждающий фактор непосредственно действует на структуры, вызывая их первичное морфологическое нарушение; вторичные изменения функции косвенно связаны с отсроченным действием неблагоприятного фактора (эффект последействия), а в большей степени - с новыми патогенными условиями и вторично запускаемыми патогенными механизмами в организме).

4) По характеру компенсаторных возможностей (первичные отклонения связаны с исходно формирующейся недостаточностью определенной системы. Нарушения носят стойкий характер, но может компенсироваться в функциональном плане, не вызывая отклонений в развитии. Вторичные отклонения проявляются как нестойкие изменения.

Основной задачей специальной психологии является своевременная профилактика, коррекция и реабилитация вторичных нарушений.

Наличие органической аномалии вызывает вторично нарушение определенных функций. Они, в свою очередь, сопровождаются различными видами психической дезадаптации - (с латинского "нарушения пригодности, способности "), т.е. нарушениями психологических способностей ребенка, что сопровождается нарушением его приспособления к условиям определенных форм деятельности. При этом снижаются показатели психологической работоспособности, обучаемости, трудовой, профессиональной деятельности, коммуникации.

Причем изменение определенных способностей может нарушать приспособленность личности к конкретным видам деятельности. Этим ребенок выделяется из среды нормальных сверстников, т.е. формируется отклонение в психологическом развитии. Оно, в свою очередь, вызывает развитие дополнительных психологических комплексов, механизмов защиты, усиливая изоляцию ребенка.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Виды мотивов
Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. 1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, ...

Трудности в педагогическом общении
С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. В педагогике давно утвердилось положение: «Без требования нет воспитания». Но многие педагоги почему-то решили, что реализация этого тезиса предполагает обязательно ав ...

«Служба сопровождения семьи и ребенка» в г. Пскове
Создание службы сопровождения семьи и ребенка является продолжением работы, проводимой в Пскове по организации системы психолого-педагогической и социальной помощи людям с тяжелыми нарушениями развития от рождения до зрелого возраста. «С ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru