Понятие дефекта развития
Дефект развития - это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Выделяют следующие формы дефектов: нарушения зрения (слепота, слабовидение), нарушения слуха (глухота, тугоухость), двигательные нарушения (ДЦП, полиомиелит, нарушения осанки), интеллектуальные нарушения (олигофрения, ЗПР), нарушения речи (дислалия, алалия, афазия и др.), сложные дефекты (глухонемота, слепоглухонемота.).
В структуре дефекта различают его отрицательные признаки, как недостаточность определенной функции пораженной системы, нарушающей развитие; положительные признаки как заместительное или компенсаторное усиление функции непораженной системы, связанной с первой. Положительные тенденции являются результатом приспособления или адаптации ребенка к окружающей среде для выполнения в ней адекватной деятельности. Степень их развития зависит от соответствующих условий воспитания и обучения ребенка. При использовании целенаправленной опоры на сохраненные функции, их дополнительном развитии за счет специальных методов воспитания и обучения компенсируются их биологически обусловленная недостаточность.
В результате у слепого ребенка обостряется слух, осязание, обонятельная и температурная чувствительность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем пространстве. Глухой ребенок может воспринимать движение, музыку с помощью вибрационных ощущений. Это способствует не только компенсации утраченной функции, но обеспечивает особые (в том числе, профессиональные) свойства личности, специальные способности.
Особенности нарушения физического и психического развития влияют на весь процесс познавательной деятельности, придавая ему специальный психологический характер, который учитывается в их обучении. Аномальная форма психофизического развития ведет и к формированию особого типа личности, требующего специальной воспитательной работы.
В настоящее время дефектология называется "специальной психологией и коррекционной педагогикой". Одной из специальностей этой науки и является специальная психология. В свою очередь, она состоит из нескольких разделов:
1. Общий раздел специальной психологии (психология детей с отклонениями в развитии). Изучает общие закономерности, психологические механизмы отклонений в развитии; общую методологию психодиагностики и психокоррекции.
II. Частные разделы
А-основные
1. Психология детей с интеллектуальными нарушениями (реже олигофрено-психология).
2. Сурдопсихология (психология детей со слуховыми нарушениями).
3. Тифлопсихология (со зрительными нарушениями).
4. Логопсихология (с речевыми нарушениями).
Б-кроме того, выделяют дополнительные направления специальной психологии:
1. Психология одаренных детей
2. Психология нарушений поведения (девиантное поведение)
3. Психология эмоционально-волевых расстройств (аутизм, неврозы)
4. Психологические нарушения при двигательных расстройствах.
5. Психология детей-сирот
6. Психология детей-инвалидов.
7. Психология детей со сложными аномалиями.
Соответственно в коррекционной педагогике рассматриваются аналогичные разделы:
- сурдопедагогика (изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха);
- тифлопедагогика (детей с аномалиями зрения);
- олигофренопедагогика (детей с интеллектуальными нарушениями);
- логопедия (исправление недостатков речи);
- дошкольная коррекционная педагогика (исследует особенности воспитания и обучения аномальных детей в дошкольных учреждениях).
Принципы
1) научный подход (сочетание знаний педагогики, психологии и медицины);
2) комплексность и интеграция (укрепление междисциплинарных связей, поиск новых направлений интеграции, создание комплексных психолого-медико-педагогических учреждений и интегративных подходов; исследование аспектов социальной интеграции);
3) динамичность и приемственность (исследование аномальных детей на всех этапах развития, с сохранением приемственности методов работы);
4) индивидуальный, дифференцированный подход;
Интересные материалы:
Особенности использования информационных технологий в контексте
православного воспитания
В современных условиях мало кто остается равнодушным к проблеме влияния информационных технологий на ребенка. В этом разделе мы постараемся дать некоторые мнения по данному вопросу представителей Русской Православной Церкви.
Рассмотрим в ...
Значение межличностных отношений в личностном развитии
человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценн ...
Индивидуальный стиль деятельности
Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
1) профессиональный отбор;
2) индивидуальный подход;
3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
4) формирование индивиду ...