Понятие дефекта развития

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Понятие дефекта развития

Страница 1

Дефект развития - это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Выделяют следующие формы дефектов: нарушения зрения (слепота, слабовидение), нарушения слуха (глухота, тугоухость), двигательные нарушения (ДЦП, полиомиелит, нарушения осанки), интеллектуальные нарушения (олигофрения, ЗПР), нарушения речи (дислалия, алалия, афазия и др.), сложные дефекты (глухонемота, слепоглухонемота.).

В структуре дефекта различают его отрицательные признаки, как недостаточность определенной функции пораженной системы, нарушающей развитие; положительные признаки как заместительное или компенсаторное усиление функции непораженной системы, связанной с первой. Положительные тенденции являются результатом приспособления или адаптации ребенка к окружающей среде для выполнения в ней адекватной деятельности. Степень их развития зависит от соответствующих условий воспитания и обучения ребенка. При использовании целенаправленной опоры на сохраненные функции, их дополнительном развитии за счет специальных методов воспитания и обучения компенсируются их биологически обусловленная недостаточность.

В результате у слепого ребенка обостряется слух, осязание, обонятельная и температурная чувствительность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем пространстве. Глухой ребенок может воспринимать движение, музыку с помощью вибрационных ощущений. Это способствует не только компенсации утраченной функции, но обеспечивает особые (в том числе, профессиональные) свойства личности, специальные способности.

Особенности нарушения физического и психического развития влияют на весь процесс познавательной деятельности, придавая ему специальный психологический характер, который учитывается в их обучении. Аномальная форма психофизического развития ведет и к формированию особого типа личности, требующего специальной воспитательной работы.

В настоящее время дефектология называется "специальной психологией и коррекционной педагогикой". Одной из специальностей этой науки и является специальная психология. В свою очередь, она состоит из нескольких разделов:

1. Общий раздел специальной психологии (психология детей с отклонениями в развитии). Изучает общие закономерности, психологические механизмы отклонений в развитии; общую методологию психодиагностики и психокоррекции.

II. Частные разделы

А-основные

1. Психология детей с интеллектуальными нарушениями (реже олигофрено-психология).

2. Сурдопсихология (психология детей со слуховыми нарушениями).

3. Тифлопсихология (со зрительными нарушениями).

4. Логопсихология (с речевыми нарушениями).

Б-кроме того, выделяют дополнительные направления специальной психологии:

1. Психология одаренных детей

2. Психология нарушений поведения (девиантное поведение)

3. Психология эмоционально-волевых расстройств (аутизм, неврозы)

4. Психологические нарушения при двигательных расстройствах.

5. Психология детей-сирот

6. Психология детей-инвалидов.

7. Психология детей со сложными аномалиями.

Соответственно в коррекционной педагогике рассматриваются аналогичные разделы:

- сурдопедагогика (изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха);

- тифлопедагогика (детей с аномалиями зрения);

- олигофренопедагогика (детей с интеллектуальными нарушениями);

- логопедия (исправление недостатков речи);

- дошкольная коррекционная педагогика (исследует особенности воспитания и обучения аномальных детей в дошкольных учреждениях).

Принципы

1) научный подход (сочетание знаний педагогики, психологии и медицины);

2) комплексность и интеграция (укрепление междисциплинарных связей, поиск новых направлений интеграции, создание комплексных психолого-медико-педагогических учреждений и интегративных подходов; исследование аспектов социальной интеграции);

3) динамичность и приемственность (исследование аномальных детей на всех этапах развития, с сохранением приемственности методов работы);

4) индивидуальный, дифференцированный подход;

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Классификация толпы
Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы. Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно в ...

Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают ба ...

Возрастные особенности креативности
Возрастные особенности креативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления. Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражени ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru