Страхи раннего возраста

Информация » Проблема кризисов детского развития в работах отечественных психологов » Страхи раннего возраста

У детей от 1 года до трёх больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а так же умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и они сами могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб, что в ванной, боясь, что вода унесёт их с собой. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребёнком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут только усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребёнка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека не избавляет ребёнка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх.

2.4. Базовая потребность в раннем возрасте.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от одного года до трёх лет всё ещё зависят от родителей. Они постоянно хотят чувствовать близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении потребности в любви отдаётся родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребёнок осваивает язык ощущений. Если базовая потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувственен (например, именно в этом возрасте происходит формирование эрогенных зон).

На подходе к кризису присутствует чёткая когнитивная симптоматика:

- острый интерес к своему изображению в зеркале,

-ребёнок озадачивается своей внешностью, заинтересован в том, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять свою озабоченность эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трёх лет относится к разряду особо острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведением почти не поддаётся коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребёнка. Симптомы называют семизвездием трёх лет.

1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идёт от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже попреки собственному желанию.

2. Упрямство. Ребёнок настаивает на чём то не потому, что хочет, а потому, он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Считается, что проявление упорства есть упрямство и негативизм, направленные главным образом против близких взрослых. Действительно негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и не касается сверстников. Ребенок бессознательно рассчитывает на то, что проявление упорства и испытание близких не принесет ему серьезного ущерба. Испытание собственной воли и открытый негативизм, и упрямство имеют разные нюансы в поведении. Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать "сам". Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как более социализированный человек должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведением [2].

3. Строптивость. Она безлична, направлена против форм воспитания, образа жизни, который сложился до трёх лет.

4. Своеволие. Стремиться всё сделать сам.

5. Протест-бунт. Ребёнок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм. Ребёнок заставляет делать родителей, всё что он требует. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребёнка. Появляется позиция "Я сам". Ребёнок познаёт различия между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, (независимость, самостоятельность). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами сделать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребёнка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Зона ближайшего развития ребёнка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить своё "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить своё "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты).

Интересные материалы:

Влияние эмоций на тело человека
У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс ра ...

Гештальтпсихология
В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить "кирпичики", и ...

Культурно-историческая психология
Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе "первобытного" мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека. Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, пред ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru