Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Информация » Общение как процесс взаимодействия » Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Страница 1

общение восприятие взаимодействие общество

Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.

Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности.

Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.

Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.

Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации (средствам массовой коммуникации).

Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди.

Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации.

Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.

Человек, передающий информацию, – коммуникатор, человек, воспринимающий ее, – реципиент.

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.

Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени.

Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.

Однако специфика именно межличностного информационного обмена значительна.

Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.

Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует.

Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.

Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении.

К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Понятие жизни как основание выделения критерия психического
Где и когда в эволюции материальной вселенной появляются такие организмы, сущность которых заключена в их активности, активности, понимаемой как противоположность страдательности, как способность организма не просто претерпевать воздейств ...

Особенности межличностной коммуникации
Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерам по общению. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде вс ...

Психологические особенности недостаточности слуха
В настоящее время к категории глухих относят детей, полностью лишенных слуха или имеющих остатки слуха, которые не могут служить основой для самостоятельного овладения речью. Потеря слуха при этом в среднем составляет более 70 дБ. При это ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru