Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Информация » Общение как процесс взаимодействия » Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Страница 3

Перцепция – процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя.

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д.

Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.

В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.

В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:

1) эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией.

Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием;

2) аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.

Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений;

3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения.

У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.

Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают.

Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах.

Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Сущность пессимизма как качества личности и причины его возникновения
Состояние современного общества сложилось таким образом, что немалая часть населения испытывает неудовлетворенность своих потребностей, дискомфорт. В результате этого у людей развивается такое человеческое качество как пессимизм. Под вли ...

О психосоматике
Идеи психосоматики в конце 40-х – начале 50-х гг. развил и систематизировал, вместе со своей рабочей группой, Франц Александер (1891–1964) – один из ведущих американских психоаналитиков своего времени. Благодаря своим работам об эмоционал ...

Коммуникативные установки
Установка - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Установка – психологическая тенденция, проявляющаяся в оценке некоторой ча ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru