Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
Перцепция – процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя.
Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д.
Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.
В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:
1) эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией.
Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием;
2) аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений;
3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения.
У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.
Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают.
Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах.
Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.
Интересные материалы:
Как проводится психоанализ
Психоанализ. Это первый из современных психотерапевтических методов. Пережив период огромного успеха на обоих континентах, психоанализ в настоящее время прочно утвердился только в Европе, особенно во Франции. В Северной Америке его мало-п ...
Проявление памяти в различных видах деятельности
Деятельностный подход к изучению памяти, т.е. ее изучению в единстве с содержанием и структурой деятельности человека, является традиционным в отечественной психологии. В русле этой концепции тщательно изучались условия, природные и социа ...
Характеристика памяти как познавательного процесса
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не ...