Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел

Информация » Психологическая сущность дисциплинированности » Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел

Страница 3

Дисциплинирование сотрудников проводится в сложных внешних обстоятельствах. На руководителя влияют требовательность старших начальников, дефицит времени, разнообразие служебных задач, социально-психологические особенности подчиненных. Часто эти внешние условия приводят к затруднениям в деятельности и к снижению ее эффективности.

Снижение эффективности объясняется психологической реакцией руководителя на внешние обстоятельства, которую можно определить как психологическую напряженность [24; С.398]. Степень этой напряженности зависит от силы внешней стимуляции, а так же от индивидуально-психологических особенностей руководителя. Влияние психологической напряженности на эффективность деятельности по формированию дисциплинированности нельзя не учитывать, поскольку она приводит к дефициту внутренней готовности к своей деятельности. Дефицит внутренней готовности образуется из следующих компонентов.

Мотивационный дефицит – когда сотрудник не имеет осознанных побуждений к деятельности, понимает ее как необходимость, продиктованную требованиями руководящих документов и старших начальников. Он может возникнуть и при негативном отношении сотрудника к своей деятельности. Такое отношение можно наблюдать у тех сотрудников, которые назначены на должность в связи с понижением в служебном положении; находятся на должности длительный срок и потеряли служебную перспективу; не имеют опыта работы с людьми; назначены на должность по протекции.

При этом сотрудник испытывает значительные психологические затруднения, поскольку ему приходится удерживать в своем сознании множество основных и дополнительных целей. Имеющаяся у значительного числа сотрудников развитая мотивация избегания неудачи не позволяет им настойчиво достигать успеха в дисциплинировании. Сотрудники с развитой мотивацией достижения успеха отличаются большей целеустремленностью и настойчивостью.

Психологическая неподготовленность к деятельности по дисциплинированию сотрудников может проявится и в слабом владении руководителями приемами и средствами воздействия на сотрудников, т.е в операциональном дефиците. По этой причине у руководителей встречались такие недостатки: копирование приемов, используемых другими руководителями без учета конкретной ситуации; перенос в свою деятельность приемов, которые в прошлом обеспечивали успех; абсолютизация некоторых приемов воздействия и их активное использование в ущерб другим приемам; подверженность шаблону и стереотипам в оценке поведения сотрудника. Все это негативно влияет на успешность по формированию дисциплины.

Эти недостатки необходимо устранять. В результате у руководителя складывается психологическая готовность к деятельности по дисциплинированию сотрудников, которую можно определить как выраженность и устойчивость интереса к деятельности, соответствие этого интереса способностям и умениям руководителя, знание им своих недостатков и стремление их устранить, твердое намерение добиться развития у себя требуемых личностных качеств.

Наряду с развитием психологической готовности к деятельности следует решать и другую задачу – повышение эмоциональной устойчивости сотрудника к воздействию специфических факторов, возникающих в процессе дисциплинирования. «Общеизвестно, - писал А.А. Смирнов, - что любой труд, как бы интересен и привлекателен он не был, всегда включает в себя много такого, что вызывает неприятные переживания, подчас страдания, утомляет, нередко требует больших волевых усилий, длительного волевого и физического напряжения».

Под влиянием социальных норм, то есть в процессе социализации личности сотрудника происходит формирование ценностей и мотивов дисциплинированного поведения. Институтами профессиональной социализации в условиях правоохранитиельной деятельности являются социально-психологические явления в подразделении, стилевые особенности руководителя по поддержанию служебной дисциплины и его личностные особенности.

Ведущие мотивы недисциплинированного поведения формируются главным образом на основе материальных потребностей. «Духовные» побуждения представлены в виде интересов развлечения, самоутверждения, достижения материального благополучия, стремления к различного рода удовольствиям. При этом мотивы долга ограничены ложным пониманием товарищества, давлением референтной группы.

В деятельности руководителя по поддержанию служебной дисциплины основными трудностями являются мотивационный и операциональный дефицит, низкая эмоционально-волевая устойчивость. По этой причине у руководителей встречались такие недостатки: копирование приемов, используемых другими руководителями без учета конкретной ситуации; перенос в свою деятельность приемов, которые в прошлом обеспечивали успех; абсолютизация некоторых приемов воздействия и их активное использование в ущерб другим приемам; подверженность шаблону и стереотипам в оценке поведения подчинённого.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Психологические особенности отношения к труду
Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Суть отношения к труду заключается в реализации того или ино ...

Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19 века
С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его ра ...

Успокоение «УМА»
Если рассматривать УМ как осознанный иллюзорно приобретённый опыт + интеллект, которому всегда мешают эмоции или внешние и внутренние раздражители, то с бессознательным умом (восточное состояние «НЕ УМА»)*, всё гораздо проще. Вот как нам ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru