Контент-анализ как психодиагностическая процедура
Контент-анализ — метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации; анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии.
В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике.
В психологии метод, близкий к контент-анализ, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование контент-анализ в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особым достоинством контент-анализ является то, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных.
Конкретные направления применения контент-анализ включают:
1) анализ результатов проективных методик исследования личности;
2) изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого;
3) анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании;
4) изучение психологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутым экспертным оценкам;
5) анализ объективной информации о личности;
6) анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.
В целях диагностики некоторых личностных особенностей (тревожность, невротизация и др.) проводится своеобразный контент-анализ. Контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого (напр. количество «тематических» высказываний, глаголов, логических «гнезд» и т. д.), что часто находит применение в «Завершение предложения» методиках.
Проведение контент-анализ в любом из направлений требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования или обследования.
Такие категории (напр. количество речевых актов взаимодействий, побуждающих высказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по поводу «карьеры», «семьи» и т.д.) должны быть исчерпывающими, охватывать все части фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализ как элемента процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и «стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование.
После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования.
Интересные материалы:
Этапы развития
Закон цикличности распространяется как на природу в целом, так и на человеческую жизнь. Процесс познания также цикличен. В начале обучения внимание сосредоточено на изучении технических приёмов и демонстрации способности контролировать пр ...
Связь мозга с сознанием
Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служи ...
Психологическая манипуляция как вид психологического воздействия
Психологическим влиянием называют «воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных» [62].
Многие авторы относя ...