Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел

Информация » Психологическая сущность дисциплинированности » Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел

Страница 1

На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности. Социальное поведение при этом регулируется различными факторами — социальными и психологическими. На дисциплинированность воздействуют такие регуляторы социального поведения, как нравы, обычаи и традиции. Основным регулятором социального поведения в малой группе являются социальные нормы. При этом групповые нормы представляют собой продукт, образованный в ходе социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимый в нее более крупной социальной общностью. Специфические регуляторы социального поведения выделяются и на уровне личности - это ее социальные установки (аттитюды).

В жизни человека, в его поведении и деятельности практически нет таких сфер, которые не регулировались бы социально и, прежде всего с помощью разнообразных и различных по значимости и важности социальных норм. Именно социальные нормы (наряду с другими факторами) регламентируют, предписывают и определяют репертуар поведенческих действий для личности. Социальные нормы как некоторые правила, стандарты поведения вырабатываются самим обществом или социальными группами и определяются типом общества и деятельностью групп. При этом они выполняют социальных функций, важнейшими из которых являются: обеспечение существования общества; обеспечение деятельности социальных институтов; осуществление передачи и сохранения социального опыта; оформление условий жизнедеятельности; и взаимодействия людей.

Социальными нормами регулируется ролевое поведение человека, т.е поведение, которое ожидается от человека со стороны группы, в зависимости от той позиции, которую он занимает в системе общественных отношений. В целом можно сказать, что социальные нормы увязывают требования, условия и задачи общества с определенными поведенческими проявлениями личности. Они выступают в качестве своеобразных проводников, «каналов», по которым требования общества передаются через социальные группы к конкретным людям. В процессе социализации социальные нормы усваиваются, интернализуются индивидом и становятся личностными (внутренними) регуляторами поведения. При этом усвоенные человеком нормы воздействуют на его поведение через систему других внутренних факторов — например, через Я-концепцию индивида, посредством социальных установок и т.д. Механизм нормативной саморегуляции поведения зависит от степени осознанания принятия тех или иных норм личностью. Осознанные нормы выступают в качестве эталонов, с которыми индивид соотносит и чужие поступки, регулируя тем самым свое поведение.

Итак, любое социальное поведение человека всегда оценивается как им самим, так и другими людьми, сравнивается с некоторыми «стандартами», принятыми в данном обществе или в данной группе, и, если оно не соответствует нормам, такое поведение принято считать девиантным.

Девиантное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. По мнению Р.Мертона, девиация происходит в результате разрыва («разрегулирования») культурных ценностей и социально одобряемых средств их достижения. Исходя из этого, Р. Мертон строит типологии девиантных поступков, выделяя пять типов поведения, возникающих как способ приспособления индивидов к условиям социального окружения.

В качестве первого типа рассматривается «тотальный конформизм» (подчинение), который предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Этот тип поведения, по сути, не является девиантным и встречается очень часто, поскольку иначе было бы просто невозможно поддерживать стабильность и преемственность общества.

Второй тип поведения — инновация (обновление). Он предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Приспособление типа инноваций возникает на основе конфликтов, вызванных неудачей в достижении целей законными средствами. Тогда «инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения цели.

Третий тип поведения — ритуализм — проявляется в отрицании целей культуры группы, но согласии (порой доведенном до абсурда) использовать социально одобряемые средства (например, рьяный бюрократ).

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru