Возрастные и психологические особенности несовершеннолетних "группы риска"
"Группой риска" принято называть категорию людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. [25, с. 196]
К несовершеннолетним "группы риска" относятся:
· дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
· дети из неблагополучных семей;
· дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
· дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
Несовершеннолетние "группы риска" проживают совершенно другой путь развития, чем дети из благополучных семей; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилия и т.д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет свой след на психическом развитии ребенка.
Необходимо отметить некоторые искажения, свойственные данной категории несовершеннолетних, наблюдающиеся у них в различных сферах.
В поведенческой сфере при общении: избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки свои возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.
В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, неприятию "обратных связей" и способствует закрытости личности.
В мотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе. [11, с. 102]
Социально-психологические последствия проявляются в нарастании отчуждения, следствием чего являются различные формы бегства от действительности (алкоголизм, наркомания, бездомность, суициды). [17, с. 57]
Говоря о несовершеннолетних "группы риска", нельзя не сказать о социальной дезадаптации, которая проявляется в нарушении норм морали, в асоциальных формах поведения. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида.
Большая часть несовершеннолетних "группы риска" имеют социальную запущенность, для которой характерны различные серьезные социальные отклонения. Отклонения подразделяются на три группы: корыстной, агрессивной ориентации и социально-пассивного типа.
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения, связанные со стремлением получить материальную выгоду.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в таких действиях как хулиганство, побои, изнасилования, убийства. [2, с. 29] Подростки пытаются самоутвердиться, избавиться от комплексов неполноценности, удовлетворить свои потребности, быть признанными в кругу сверстников. И, если этого не происходит законными путями, то вступают в конфликт с законом.
Третья группа отклонений - отклонения социально-пассивного типа: уклонение от учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Все искажения, отклонения в развитии несовершеннолетних "группы риска" усиливаются по мере взросления. Каждый ребенок, достигнув определенного возраста, попадает в систему определенных прав и обязанностей. Для каждого возраста существует своя специфическая "социальная ситуация развития", то есть определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности. [17, с. 79 ] В дошкольном возрасте дети "группы риска" проявляют значительно меньший интерес к сверстникам, что свидетельствует о менее напряженной потребности в общении с ними. При этом контакты детей весьма однообразны и малоэмоциональны и сводятся лишь к простым обращениям и указаниям. Стремление разделить свои переживания, выражено менее ярко. Интерес к предметам сочетается с опаской, робостью, отчего действия с предметами неуверенны и скованны. Бросаются в глаза их агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину. У детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях. Они не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия.[18, с. 47] В школьном возрасте у несовершеннолетних "группы риска" складывается устойчивая заниженная самооценка. Они нуждаются в дружеской поддержке, теплых и эмоционально насыщенных отношениях с окружающими, уважении и поддержке со стороны взрослых и особенно родителей, стремятся к первенству и популярности. Все это они вряд ли получат в тех условиях, в которых им приходится жить. В то время как дети из обычных семей, где хорошие взаимоотношения со всеми членами семьи, стремятся в этом возрасте к духовному совершенствованию, развлечениям и автономии. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, опасным. Подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Подростки "группы риска" не получают от взрослых, особенно от родителей, той помощи, поддержки и защиты, в которой нуждаются. В результате чего контакты подростков поверхностны, нервозны и поспешны. Неправильный опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Интересные материалы:
Понятие жестокости и агрессивности в психологии
Проблема агрессии и агрессивности - одна из важнейших в психологической науке.
В настоящее время в различной психологической литературе существуют некоторые разночтения понятий «агрессия» и «агрессивность». Традиционно в русском языке по ...
Внешние обстоятельства из жизни невротиков
Среди обстоятельств, всегда повторяющихся в юношеской истории невротиков и, по-видимому, почти всегда имеющих место, некоторые приобретают особую важность, и поэтому я считаю, что их следует особо выделить из других. В качестве примеров т ...
Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение
отклонений в поведении военнослужащими
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория откло ...