Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога » Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Страница 2

Применительно к практике профессионального образования данное положение оказывается принципиальным. Включаясь в новую для него профессиональную практическую деятельность, будущий психолог сталкивается с вопросами и проблемами, для решения которых ему необходимо профессиональное сотрудничество с другими психологами. Но такое сотрудничество невозможно в формах взаимодействия, практикуемых в учебной деятельности вузов; будущий психолог нуждается в иных, отличных от учебных, формах сотрудничества с преподавателями и коллегами.

Для обеспечения перехода студента от деятельности учения к профессиональной деятельности должна проектироваться специфическая форма общности студентов, преподавателей вуза, психологов, реализующих совместную деятельность. Именуется данная общность и деятельность, соответственно, «учебно-профессиональное сообщество» и «учебно-профессиональное сотрудничество». В учебно-профессиональном сообществе становится субъект профессиональной деятельности, открывается ее предметность, обеспечиваются условия вхождения студента в деятельности по типу позиционного самоопределения, в противоположность адаптации к роли психолога. Учебно-профессиональное сообщество становится средой развития к рефлексии и целеполаганию, обеспечивающих соорганизацию личностной и предметной позиции. В учебно-профессиональном сотрудничестве будущий психолог получает возможность приобщения к опыту подлинно профессиональной деятельности, как необходимого условия смыслообразования, проблематизации и обретения способности к воспроизведению соответствующих форм сознания.

Говоря о профессиональном сознании, нельзя не затронуть вопрос о том, кто же есть на самом деле Психолог – профессионал. Условно можно выделить следующие принципиальные отличия:

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. Специалист – психолог должен иметь обобщенную ориентировку в многообразном и проблемном психологическом знании.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. Без метода научного познания психолог, даже обладающий многообразным систематизированным знанием, часто оказывается бессильным что–либо понять в проблемах окружающего мира.

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической, формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика.

4. Особая ответственность психолога – профессионала. Задача профессионала сложная – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентов. Не всем это нравиться, что затрудняет работу настоящего психолога.

5. Психолог – профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также – с бывшими сокурсниками, преподавателями. Со смежными специалистами. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий, обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты, наконец, просто получать морально – эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких – то неудач и трудностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru