Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога » Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Страница 1

Сегодня перед психологией профессионализма стоит актуальная задача изучения взаимопереходов, связей, единства трех сторон профессиональной жизнедеятельности. Принципиально, что и отдельные стороны, и обозначенная взаимосвязь могут быть поняты быть поняты только через исходное целое – человека как профессионала. Отсутствие подобных работ на настоящий момент свидетельствует о сложности указанной задачи: «описать, к примеру, деятельность психолога и личность психолога значительно проще и привычнее, чем выявить их реальную психологическую целостность на уровне конкретного носителя – субъекта».

Однако «реальную психологическую целостность» невозможно ни выявить, ни изучить как уже существующую, как налично данную. Свою определенность эта целостность обретает в процессах становления и развития. И более того – не просто в развитии вообще, а в развитии по сущности человека – в саморазвитии – как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Развитие рефлексии (самосознания) оказывается не сводимым ни к формированию, ни к «заражению», ни к спонтанному «созреванию». В отношении развития профессионального сознания выявленная нами рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию собственной субъективности как раз и является генеральной способностью, подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала.

Определяя принципы исследования развития профессионального сознания и методы работы с ним, мы выделяем два наиболее важных момента. Первый из них связан с пониманием предмета психологического исследования сознания и работы по его формированию. Таковым определяется «не ставшее, наличное сознание человека, но сознание становящееся, находящееся в «переходе», в трансформации, …сознание развивающегося, духовно растущего человека, совершающего усилие и работу по своему развитию и духовному освобождению»[14,c.74]. Второй момент задает понимание условий развития сознания. Призыв искать ответ на вопрос о том, что и как развивается в интерпсихической ситуации развития, в межиндивидуальном пространстве человеческих встреч, в системе связей и отношений, характеризующих то сообщество, в которое включен и в котором развивается человек, актуален и в отношении развития профессионального сознания будущих психологов [18].

На современном этапе психологических исследований развитие важнейших человеческих способностей мы связываем с категорией «со – бытийная общность», которая как предмет психологического исследования впервые была обоснована в работах В.И.Слободчикова [9].Сущностное понимание со – бытийной общности схватывает внутренние противоречия, движущие силы развития живой общности, в которой возможно свободное самоопределение каждого входящего в нее. Со – бытийная общность является источником становления и развития человеческой субъективности. Общность образуется как система позиционных связей и отношений людей, вышедших из статусного и ролевого функционирования в такое пространство взаимодействия, где место, способы действия не заданы, а впервые должны быть выстроены самим человеком.

Использование категории «общность» чрезвычайно эвристично для понимания условий и закономерностей развития конкретных форм сознания. Общность является сферой смыслов (со – мыслей) – неслиянных – нераздельных, а потому для всех прозрачных и легко читаемых, пространством позиционного самоопределения и обретения картины мира, освоения культурных норм деятельности и превращения их в собственные цели и способы действия. В исследовании проблемы генезиса механизмов рефлексивного сознания, «со– бытие» рассматривается как источник и интерпсихическая форма его существования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Феномены кажущегося движения
Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает ...

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста
Вопрос о развитии памяти породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классич ...

Этапы управления кoнфликтами
Типичными станoвятся управленческие ситуации, кoгда рукoвoдитель вынужден выбирать лучшие пoдхoды. Управление кoнфликтoм oбычнo сoстoит из нескoльких этапoв: институализации, легитимизации, структурирoвания и редукции кoнфликта. Институа ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru