Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

Потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, неполная реализованность своего потенциала персоналом с большим стажем работы в различных сферах общественного производства со всей остротой ставит вопросы целостного становления личности в профессии, установления форм, в которых оно происходит. Без решения этих задач невозможно качественное обучение и прогнозирование последующей успешности профессиональной деятельности.

Высокая практическая значимость указанной проблематики обуславливает ее изучение представителями различных наук, в том числе и психологии. С точки зрения последней, трудности изучения процесса профессионализации осложняются тем, что учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ её выполнения [20?]. Поэтому не выделяются уровни профессионализма, а учитываются только возраст и время работы по специальности.

При изучении проблем профессионализации конкретного индивида необходимо, с одной стороны, сравнить этот процесс с условно нормативным, с другой (поскольку конечная цель – самостоятельная работа по выбранной специальности) – исследовать “врастание” человека в новую для него среду в определенное профессиональное сообщество. Проследить такое “врастание” во всей полноте характеристик невозможно. Ведь жизнь – это не жестко обусловленная последовательность действий и форм поведения, реализация которых с необходимостью приводит к определенной цели. У каждого студента есть (в разной степени осознанные) смыслы жизнедеятельности, стратегические схемы, которые содержат как личностный (индивидуальный) аспект, так и социально детерминированный. В обществе и его частях (в семье, ближайшем окружении) также существуют определенные схемы, включающие критерии успешности/неуспешности обучения (в виде приемлемых границ продвижения), нормы и ценности, обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе профессионализации все эти моменты находятся в постоянном сложнейшем взаимодействии, результаты которого интегрируются в представлениях студента о себе и своей профессиональной судьбе. Неопределенность последней выступает, как материал проективного, задаваемого самой жизнью теста, выполнение которого (т.е. реальное поведение) обнаруживает особенности и некоторые детерминанты процесса профессионализации, а также личностные качества его участников.

Многие проблемы профессионализации студентов-психологов разносторонне рассмотрены в специальной литературе.

Проблема профессионального сознания является одним из “ пробелов” в современной науке. Возможно, это объясняется, прежде всего, сложностью самого предмета исследования, его феноменальным характером. То есть в профессиональном сознании находит отражение одновременно биологических и социальных проявлений человека. Сложности в изучении профессионального сознания вызваны также тем, что в современной науке отсутствует однозначная интерпретация тех или иных проявлений профессионального сознания. В то же время следует заметить, что именно профессиональное сознание студентов является, с нашей точки зрения тем слиянием интеллектуальных и эмоциональных компонентов, обусловливающими гармоничное развитие профессионалов. В настоящих же вузовских учреждениях подчас придерживаются чрезмерно теоретизированных, интеллектуально нагруженных систем обучения, что делает личностно - отстраненным взаимодействие Студент – Деятель.

В современном российском обществе отмечаются последствия отсутствия долгое время ясной позитивной государственной идеологии, направленной на изменение, иерархии общественных ценностей, и отсутствия социальных гарантий и государственной поддержки.

Ведь, долгое время перед отечественной психологией и педагогикой, стояла лишь одна задача – воспитать и обучить будущего «строителя коммунизма».

И как следствие, стала остро проблема нехватки профессионалов, несмотря на то, что в настоящее время наблюдается тенденция массового обучения в ВУЗах. Повсеместное внедрение западных ценностей, которое наше, еще неокрепшее, общество достаточно некритично впитывает в себя, находит отражение и в моделях поведения современного студента. Очень часто, выпускники школ при выборе будущей профессии руководствуются её популярностью, какими-то амбициозными представлениями о ней. Но мало кто из них всерьез задумывается, подходит ли она ему, обладает ли он теми качествами, которые будут необходимы ему в работе, интересна ли ему та сфера, в которой ему в дальнейшем придется работать.

Сложности в современной профессиональной идентификации, а также, при учете самой специфики становления и развития профессионального сознания, будущих специалистов позволяет назвать тему данного исследования актуальной.

Интересные материалы:

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих ...

Мотивы выбора брачного партнера
Прежде чем описывать мотивы выбора брачного партнера, следует напомнить о том, что необходимо различать собственно мотивы и мотивировки. Мотивировки — это более или менее рациональные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступ ...

Зарубежная история психоанализа
В последнее десятилетие 19 века, пребывая в изоляции, Фрейд очень страдал от одиночества; в то же время, как он позднее заметил, именно это давало возможность сконцентрировать внимание на работе, не отвлекаясь на разногласия, которые вско ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru