Профессиональная идентичность и ее место в структуре социальной идентичности

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Профессиональная идентичность и ее место в структуре социальной идентичности

Страница 1

В современной психологической литературе мы обнаружили разнообразие точек зрения относительно того, что подразумевается под видами идентичности, и какие критерии могут быть положены в основу их классификации.

Как известно, понятие вида относится к концептуальному аппарату логики и рассматривается в соотношении с родом. Эти понятия служат для выражения отношений между классами. В то же время род и вид обладают определенными признаками, причем характеристики вида соответствуют родовым, от рода возможны различные пути к виду, но от вида только один путь к роду.

При определении видов социальной идентичности в качестве родового признака выступает понятие социальной идентичности, взятое в широком смысле этого слова. Чаще всего за основу классификации различных видов социальной идентичности берут тип социальной общности, к которой может принадлежать человек, например, этническая, социальная, гражданская, профессиональная. Они отражают разные компоненты социальной отнесенности. Кроме того, выделяются компоненты структуры идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов Я сознательных или бессознательных признаков, полного или частичного включения в группу.

Выделяются различные виды идентичности в зависимости от выраженности личных или социальных аспектов «Я» (личная или социальная идентичность), сознательных или бессознательных (сознательная или бессознательная), полного или частичного включения в группу и другие. Интересно, что бессознательная идентичность проявляется в ряде признаков, например, можно считать себя представителем одной группы, но при этом проявлять качества характерные для другой. Частичная идентичность проявляется при многогрупповом членстве, когда человек воспринимает себя членом нескольких общностей (семья, профессиональная, спортивная группа). Опосредованная идентичность осуществляется через группу близкую, к которой субъективно относит себя человек, но по каким то причинам не может ей принадлежать непосредственно.

Анализ современных исследований социальной идентичности позволил выделить следующие основные функции:

§ когнитивная: связана с конкретным знанием о себе как члене общностей, а также осознанием особенностей этих общностей и отличий «своих от чужих», «нас от них»; в этой функции идентичность представлена ключевым моментом в психологии социального познания;

§ смысловая (ценностная): заключается в различных ценностных представлениях о себе и своей группе, разрешениях и запретах, атрибутах должного, нормах и требованиях;

§ эмоциональная (аффективная): проявляется в оценке значимости своего членства, определенных установках по отношению к своим и чужим, можно выделить две группы установок позитивные, которые включают в себя различные виды удовлетворенности и принятия своей группы, например, желание быть в группе, чувство защищенности, удовлетворенности, гордость. И негативные, которые проявляются в чувстве неудовлетворенности от принадлежности к группе, переживании дискомфорта, стыда, унижения;

§ регулирующая (регулятивная): связана с опосредованием институциональных норм, влияние на поведение;

§ организующая (защитная): связана с упорядочиванием социального и сенсорного опыта как реакций на нестабильную социальную среду удовлетворением потребности в психологической стабильности и устойчивости.

В связи с анализом функций социальной идентичности уместно вспомнить слова Хога и Абрамса, которые писали, что основная человеческая потребность заключается в конструировании смыслов и порядка из шумного, необработанного сенсорного опыта. Поэтому наиболее важные функции процесса идентификации помогают людям найти их место в социальной структуре, обрести смысл и систематизировать сенсорный опыт.

Многие исследователи отмечают, что социальная идентичность обеспечивает одновременно следующие процессы:

· дифференциации, которые проявляются в определенности границ, целостности и независимости «Я», признание социальной принадлежности как личностно значимой ценности;

· интеграции «Я», которые проявляются в субъективном объединении себя с другими людьми, что осуществляется не спонтанно, на основе сравнения и оценивания других.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Механизмы формирование профессиональной ориентации молодого поколения
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающе ...

Становление личности подростка
Освещая вопросы, касающиеся природы общих и специальных способностей мы, так или иначе, затрагивали тему личности, личностных особенностей. В психологической структуре человека личностные проявления неразрывно связаны с ее интеллектуальны ...

Барьер отрицательных эмоций
Эмоции вообще – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т.п. Эмоции принято делить на п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru