Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии

С изучением профессионального самосознания и профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения некоторых профессиональных проблем педагогов, возникающих в ходе осуществления деятельности. Представление о себе как профессионале включаются в систему профессиональных действий, определяя стиль межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе. Осознанная идентичность позволяет педагогу не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий. В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и от ответа, на который многое зависит в профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Иными словами, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.

Следует также остановиться на рассмотрении теоретических предпосылок исследования профессиональной идентичности: во-первых, это развитие всего комплекса наук о человеке, реализация системного и комплексного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев); во-вторых, исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам психологии профессионального развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, В.М. Шепель и др.), по проблемам становления личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский); в-третьих, рассмотрение профессионального развития в единстве с личностным (Л.М. Митина); в-четвертых, разработка концепций идентичности, Я-Образа профессионала и профессиональной идентичности (П. Бергер, А.В Гузь, Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Е.А. Климов, Н. Козиев, Ю.Н. Кулюткин, Т. Лукман, В.И. Павленко, Н.С. Пряжников Д.В. Ронзин, Д. Сьюпер, Г.С. Сухобская, Л. Тайлер, Х. Тэшфел, К. Хойсера, Л.Б. Шнейдер, Э Эриксон).

Таким образом, актуальность исследования заключается необходимости рассмотрения психологических особенностей профессиональной идентичности как отождествления себя с другими, выявления и реализации своего субъективного Я в контексте профессионального становления личности.

Проведенный теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности в отечественных и зарубежных исследованиях позволил выделить следующие противоречия, которые имеют психологическую природу и решение которых возможно с позиций психологии:

· между разнообразием теоретических концепций и подходов изучения профессиональной идентичности и отсутствием единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание профессиональной идентичности и позволяла бы объяснить всю совокупность эмпирических данных, получаемых разными исследователями;

· между необходимостью определения специфики профессиональной идентичности в соотношении с разными видами идентичности и отсутствием единых критериев, по которым можно определить ее представленность (значимость) в структуре самосознания наряду с другими видами идентичности;

· между потребностью в оценке уровня сформированности и содержания профессиональной идентичности субъекта на разных стадиях профессионального становления и наличием методологических методических трудностей, т.е. отсутствием надежных методов и методик измерения различных показателей, характеризующих уровень профессиональной идентичности.

Выделенные противоречия, анализ психологической литературы позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы).

Интересные материалы:

Прямые неимперативные формы воздействия
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение. Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случа ...

Понятие «школьная дезадаптация»
Понятие «школьная дезадаптация» (далее мы будем пользоваться сокращением ШД) сегодня достаточно широко употребляется в отечественной психолого-педагогической литературе. Но в качестве научного понятия ШД пока не имеет однозначного толкова ...

Особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
игра младший школьник словесная память 7 лет — это уже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмы ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru