Заключение

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Заключение

Комплексный теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов, касающихся изучения профессиональной идентичности дает возможность говорить о разнообразии теоретических концепций и подходов изучения, об отсутствии единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое феноменологическое описание профессиональной идентичности.

В нашем исследовании рассматривались психологические особенности профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы. При этом в качестве теоретической основы исследования послужили концептуальные положения о психологических особенностях профессионального развития личности и концепция профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер.

Проведенное исследование позволило получить эмпирические данные, подтверждающие выдвинутые нами гипотезы, то есть:

§ проявились тенденции профессиональных ориентиров у учителей, имеющих различный стаж работы – молодые педагоги хотели бы усилить профессиональные качества, определяющие авторитарность, в то время как опытные педагоги стремятся идентифицироваться с эталонами профессионально привлекательных образов (способных к сотрудничеству, великодушию и альтруизму); выявлена тенденция, что с увеличением стажа работа, «Я идеальный образ» приближается к «Я реальному»;

§ профессиональная идентичность является одним из наиболее представленных видов идентичности в структуре самосознании педагогов.

Выявленные особенности профессиональной идентичности педагогов с различным стажем работы могут быть учтены при организации профессиональной переподготовки, при аттестации учителей, а также использованы в разработке тренинга профессиональной идентичности.

Исследование профессиональной идентичности можно продолжить в целях разработки методов и методик, направленных на диагностику уровня сформированности компонентов профессиональной идентичности. Можно рассмотреть индивидуально-психологическое своеобразие профессиональной идентичности у успешных и неуспешных педагогов.

Интересные материалы:

Критерии свойств темперамента
Темперамент - формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе. Анализируя темперамент, современ ...

Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли “течение” времени или же это лишь иллюзия человеческого р ...

Группы школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить несколько групп, к которым относятся дети с различными проявлениями ШД. 1. «Норма» – дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения, относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru