Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии

Страница 3

Сложным для отечественных психологов оказался вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентификационных процессов. Автор ряда статей о соотношении социальной и личностной идентичности, Павленко В.И. считает, что профессиональная идентичность является частью идентичности личностной [35, С. 135 – 142]. В ряде концепций понятие "профессиональная идентичность"' является конкретизацией понятия "личностная идентичность'' применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности. Необходимость введения понятия "профессиональная идентичность", Пряжников Н.С. объясняет тем, что профессиональное становление личности является ведущей формой обретения (развития, формирования) идентичности [40, С. 37 - 46].

Важно отметить, что подобная точка зрения возникает именно из-за недостаточной проработанности в отечественной литературе вопроса о сути социальной идентичности. Профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, поскольку связана с определенным групповым членством. Тем компонентом идентичности, который придает ей личностный характер, является система ценностей, сопровождающая восприятие группового членства. Поскольку профессионализация основана на переоценке сложившейся системы ценностей и осознании собственных профессионально-важных качеств, возникает иллюзия, что профессиональная идентичность и личностная - явления одного порядка. Нам кажется более плодотворной точка зрения, в которой профессиональная идентичность рассматривается как подвид социальной идентичности, обладающий всеми общими признаками социальной идентичности и соответствующими закономерностями се формирования. В таком случае профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения, последствиями межгрупповой дискриминацией и т.д.

Профессиональная идентичность, будучи подвидом социальной идентичности, является личностным качеством, поэтому появляется в ходе личностного и профессионального становления показывает влияние, на многие аспекты, мышления человека.

Сущность профессиональной идентичности Шнейдер Л.Б. видит в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществлять личностное самоопределение, интегрировать в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте.

Исследователи подчеркивают также, что формирование профессиональной идентичности — очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком.

В психологии не существует единого подхода в определении профидентичности, поскольку авторы различных психологических школ вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профидентичность исследуют А.В. Гузь, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Шнейдер Л.Б.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru