Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологии

Страница 2

Представитель многочисленных публикаций - Е.П. Ермолаева исходит из того, что профессиональная идентичность - это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я» [11, С. 51—59].

С точки зрения данного автора, профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функции [11, С. 51—59]. Основная стабилизирующая функция профессиональной идентичности — обеспечение необходимой степени профессионального центризма и устойчивой профессионально-ментальной позиции. Преобразующая функция профессиональной идентичности зависит от: 1) диапазона изменения профессионально важных качеств и степени идентификации себя с профессией - возможности адаптации выше у людей с широкой идентификацией; 2) дистанцирования образа своей профессии от других профессиональная самоизоляция затрудняет адаптацию в изменившихся условиях и "наведение мостов" при переходе в иное профессиональное пространство; 3) системности или ''рыхлости" структуры идентичности. Все это обеспечивает возможность и преобразования и саморазвития профессионала.

Исследователи данной проблемы подчеркивают, что формирование профессиональной идентичности - очень сложный процесс, который не всегда осознается человеком. Например, Климов Е.А. отмечает, что формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это замедляет формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание; своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства [25, С. 47 - 59].

Профессиональная идентичность формируется целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения. Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ "идеального профессионала", который дополняется образом "себя как профессионала", все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания - от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в среде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств [32].

Под профессиональной идентичностью Завалишена Д.И. понимает, характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [13, с. 110].

Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциональное сопряжение человека и профессии. Это включает понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции [33, С. 20 - 25]. В этом определении также, на наш взгляд подразумевается наличие широкого когнитивного контекста профессиональной идентичности, без которого невозможно понимание своей профессии.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Профессиональные качества психолога
О каких же профессиональных качествах личности психолога-практика можно вести разговор? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначение психолога-практика, как профессионала. Его профессиональная деятельн ...

Острая реакция на стресс
регрессия преодолевающий поведение адаптивный расстройства Распространенность этих расстройств находится в прямой зависимости от частоты стрессовых ситуаций. У 50%–80% лиц, перенесших тяжелый стресс, развиваются клинически оформленные ра ...

Группы школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить несколько групп, к которым относятся дети с различными проявлениями ШД. 1. «Норма» – дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения, относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru