Развитие представлений о понятии «идентичность»

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Развитие представлений о понятии «идентичность»

Страница 3

В символическом интеракционизме главное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека (Я – каким меня видят другие), как он сам себя видит (Я – каким я сам себя вижу) и как соотносятся эти два процесса (Я как сознающий субъект и как объект).

В соответствии с общими характеристиками данного направления, идентичность (личностная и социальная) рассматривается Мидом как феномен социальный, формирующийся в ходе социального взаимодействия. Идентичность в работах Мида - это целостное восприятие себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, но и связи между собой и целым.

Символические категории, выработанные в языке, являются одним из инструментов возникновение осознанной идентичности. Человек может назвать свои характеристики и сопоставить их с характеристиками других людей. Кроме того, он выбирает цели, ценности, потребности, т.е. задает содержание идентичности, а общество корректирует нормы и законы ее существования. Так формируются аспекты «Я» и «Мы» в идентичности. «Я» – это часть идентичности, которая отражает неповторимость, индивидуальность реакций человека на социальную ситуацию и является само – детерминацией. «Мы» – это аспект идентичности связанный с усвоенными человеком социально – детерминированными особенностями, привычками, действиями, являющимися социальной детерминацией. Поскольку идентичность рассматривается Мидом как некая целостность, то человек стремиться достичь переживания себя как единого целого в гармоничной связи с окружающим миром. Но, если возникает противоречивое влияние различных социальных групп, то реакция будет появление соответственно различных идентичностей, что может повлиять на противоречивость поведения и прогнозирования [45,с.14].

Символический интеракционизм дал начало потоку социологических исследований в области изучения идентичности и изменил парадигму изучения личности, а именно, сделал ее ближе анализу личности в социальном контексте [28, С. 180 – 188].

В рамках бихевиоризма личностный уровень анализа межгруппового взаимодействия был минимизирован, поскольку главный интерес исследователей сосредоточился на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Исследователь данного направления М. Шериф использовал понятие идентичность, чтобы определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах групповых идентичностей [45, с.18].

На основе анализа литературы, можно сделать вывод, что исследование проблемы идентичности развивается из направления вспомогательной области знания в предмет собственного теоретического и практического исследования. Мы выделили потребность исследователей синтезировать социально и личностные подходы к изучению идентичности.

Изучение идентичности проходило под большим влиянием когнитивного подхода в конце 50 – х начале 60 – х гг.

В когнитивной психологии идентичность рассматривается как важнейшая психологическая структура. Главная идея состоит в том, что впечатление о мире организуется в связные интерпретации – идеи, установки, стереотипы, которые выступают как регуляторы социального поведения. Теория социальной идентичности является комплексной концепцией, которая базируется психологии личности, социальной и когнитивной психологии. Более выраженную когнитивную направленность она получила благодаря исследованию процесса категоризации, в рамках теории сравнения Дж. Тернера, основанной на работах Л. Фестингера [45, с. 20].

За последние десятилетия этой концепции посвящены дебаты в философии, религии, идеологии [14, с. 64]. Они направлены на понимание центральной проблемы психологии – взаимосвязи между индивидуальным и коллективным: индивидуальное против коллективного, персональная идентичность против социальной идентичность. Изучение идентичности базируется на идее, что каждый индивид характеризуется социальными характеристиками, которые демонстрируют членство в группе, с одной стороны, и персональными или индивидуальными характеристиками, которые более специфичны, уникальны, с другой стороны. Это концепция межличностной и межгрупповой дифференциации.

Для современных исследований идентичности одной из центральной проблем выступает вопрос о закономерностях ее динамики, в частности о закономерностях достижения и поддержания человеком своей положительной идентичности [45,с. 27]. Тэшфел делает вывод о том, что у каждого человека есть стремление к положительному, «хорошему» образу себя, соответственно, одной из основных закономерностей в динамике идентичности будет стремление человека к достижению позитивной идентичности. Таким образом, сравнение «Я образа реального» и «Я образа идеального», запускает актуализацию и развитие идентичности, за которым не редко лежит конфликт (межличностный или межгрупповой).

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний
Таким образом синтогенетическая периодизация основана на принципах временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные временные ...

Мнемические способности
Представляемые далее результаты были получены нами совместно с Л.В. Черемошкиной. В частности, можно высказать предположение, что конкретные операционные механизмы мнемических способностей носят общий (генерализованный) характер и, по все ...

Темперамент
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские черты типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru