Развитие представлений о понятии «идентичность»

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Развитие представлений о понятии «идентичность»

Страница 4

Анализ теоретических и практических работ, посвященных изучению проблематики идентичности позволяет выделить следующие основные тенденции в направлении изучения идентификационных процессов: а) от персонально – ориентированных к социально – ориентированному; б) от описательного к экспериментальному изучению; в) от психологического и социального к междисциплинарному.

Одним из первых, кто понял идентичность невозможно исследовать в рамках одного теоретического направления и даже одной науки был Э. Эриксон, который писал, что традиционный психоанализ не в состоянии постичь идентичность, потому что не выработал соответствующей терминологии. В исследовании идентичности необходимо объединение усилий разных психологических направлений. Эриксон, придавший понятию идентичности статус самостоятельной научной категории, еще в 50 – е годы предположил, что идентичность, и более того, кризис идентичности, станет центральным понятием в психологии. Послевоенные события, а так же бурное социальное развитие в 60 – 70 – е годы придали особую актуальность теме идентичности и привлекли к ней внимание не только психологов, но и специалистов из других областей знания: социологов, педагогов, философов и других.

В начале 70 – х годов создатель структурной антропологии К. Леви - Строс подтвердил предположение Эриксона, отметив, что кризис идентичности станет новой бедой века, привлечет внимание многих ученых и превратиться из проблемы социально – философской и психологической в междисциплинарную [30, с. 45]. В рамках данного направления проводились кросс – культурные исследования идентичности [1, С. 7 - 38].

На протяжении последующих лет число работ, посвященных проблематике идентичности, неуклонно росло, и на состоявшемся в 1980 году первом мировом конгрессе, организованном Европейской Ассоциацией экспериментальной психологии, было представлено около двухсот междисциплинарных исследований персональной и социальной идентичности. Последнее двадцатилетие лишь подтвердило наметившуюся ранее тенденцию: проблема идентичности и сегодня продолжает оставаться актуальным интересом для исследователей в самых разных областях гуманитарного знания.

В современной отечественной психологии традиционно большинство исследований социальной идентичности связано с изучением отдельных ее видов по принципу их соответствия реальным группам: профессиональным, этническим, семейным и другим. Изучая теоретический аспект идентичности, более всего нас привлек феномен «Профессиональная идентичность» для дальнейшего теоретического и эмпирического изучения.

Страницы: 1 2 3 4 

Интересные материалы:

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией
Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова (1993) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики "Цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I ...

Память и её разновидности
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает ...

Теория синтогенеза психологических систем
Психологической основой предлагаемой для специальной психологии возрастной периодизации явились положения разрабатываемой нами с 1994 г. синтологической психологии , базирующиеся на законе единого сознания. В результате были обоснованы в ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru