Язык глаз в коммуникации людей разных культур

Информация » Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей » Язык глаз в коммуникации людей разных культур

Страница 2

С глаз люди обычно начинают свой день. Просыпаясь и встречаясь со светом, они потирают или протирают глаза, часто смотрят на себя в зеркало, не покраснели или не отекли ли глаза, не припухли ли веки. Следует отметить, что не для одного органа человека не создано столько разных орудий и приспособлений, сколько для глаз. Прежде всего, нужно назвать обыкновенные очки, с которыми связаны особые русские жесты: смотреть поверх очков, смотреть из-под очков, вертеть очки в руках. Их особая знаковая роль в человеческой коммуникации несомненна.

Будучи инструментом, созданы для коррекции зрения этим самым продления активной жизни человека, очки давно превратились в культурные знаки, не являясь простым индексом плохого зрения. Очки порождают целый комплекс значений, приписываемых их владельцу. Описание внешности человека в сочетании с упоминанием очков на его лице, как правило, сопровождаются в текстах непосредственно в указаниях на «ум», «серьезность», «знания», «начитанность», «интеллигентность», человека, а с другой стороны, также на его «наивность», «робость», «рассеянность», «беспомощность» или «неуклюжесть».

Кроме того, очки часть воспринимаются, как трудно преодолимая преграда между людьми, как препятствие на пути к нормальному общению. Снимая очки, человек одним этим действием может устранить барьер между и собеседником, и общение идет совсем по другому руслу.

Глаза представляют собой настолько важный в физиологическом, психологическом, социальном, религиозном, сексуальном и многих других отношениях орган, что каждая культура и каждый народ вырабатывают типовые модели глазного поведения и стереотипные языковые способы говорить о них. Правила этикетного глазного поведения строго регулируют и запрещают определенные взгляды.

С помощью стереотипных моделей глазного поведения и их невербальных реализаций в коммуникативном акте передаются тысячи молчаливых сообщений. Разговор одного человека с другим под действием глаз может проходить более гладко или более шероховато, а то и вообще прерывается. Одна из самых интересных закономерностей такого поведения, свойственная русской (и не только) культуре, состоит в следующем: когда человек с кем-то говорит, то в диалоге очень редко – исключение составляют строго определенные речевые или точнее, семиотические акты – смотрят непосредственно в глаза собеседнику (хотя может смотреть при этом на собеседника).

Вероятно, это связано с тем, что трудно одновременно, глядя в глаза, говорить, т.е. передавать информацию и читать, т.е. считывать информацию с глаз. Психологи давно отметили, что говорящие обычно смотрят на слушающего, когда заканчивают фразу и когда по какой-то причине происходит обрыв фразы или перебой текста. Цель подобных финальных взглядов, достаточно очевидна: увидеть, установлена ли связь со слушающим, понял ли он говорящего, хочет ли он сказать он что-либо, или посмотреть, какова его реакция на сказанное.

Напротив, в русской и видимо, в целом европейской культуре, слушая, принято смотреть говорящему в глаза. Если слушающему понятно сказанное, то он обычно чуть кивает, иногда придвигают к говорящему поближе, сокращая обычную коммуникативную дистанцию, и периодически отводит или опускает глаза. Если слушающий при этом возмущается или настроен агрессивно, то его лицо чуть вскинуто, глаза раскрыты несколько больше чем обычно, они смотрят прямо, вызывающе. Наконец, если он ведет себя пассивно, если ему неинтересно, что ему рассказывают, то глаза не смотрят на партнера – говорящего. Когда же собеседнику интересно, что ему рассказывают, то глаза его чуть расширены. При этом если он крайне заинтересован в получаемой информации, то его глаза характеризуются живые или яркие, говорят, что они блестят, горят. (Аргайл 1990)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Типология психологических портретов родителей
Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуац ...

Теоретические подходы к рассмотрению понятия «школьная дезадаптация»
Анализ литературы позволяет выделить ряд факторов, создающих предпосылки для возникновения ШД. К числу данных факторов относятся следующие: 1) Психический фактор – тяжелые психические заболевания у детей, приводящие к инвалидности, встр ...

Особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru