Язык глаз в коммуникации людей разных культур

Информация » Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей » Язык глаз в коммуникации людей разных культур

Страница 3

В окулесике принято различать следующие виды взглядов и глазного поведения людей в диалоге:

1) «односторонний взгляд», взгляд одного человека на другого (но не на лицо);

2) «взгляд в лицо» – взгляд одного человека на лицо другого;

3) «прямой взгляд (в глаза)»;

4) «совместный взгляд» - взгляд партнеров друг другу в лицо;

5) «контакт глаз» или «визуальный контакт» - оба партнера осознанно смотрят в глаза друг другу;

6) «избегание взгляда» - ситуация, когда один из участников диалога (или оба) стремится избежать взгляда в глаза со стороны собеседника;

7) «пропуск взгляда» - не имея явного намерения избежать контакта глаз, несмотря на партнера.

Если движение глаз бывают неуловимыми или трудно уловимыми, если таковыми бывают и легкие изменения в размерах зрачков, если могут остаться незамеченными и чуть повышенная по сравнению с нормальной длительность взгляда, и перемещение взгляда, то прямой взгляд с весьма высокой степенью вероятности фиксируется адресатом, причем даже на большом расстоянии между коммуникантами. Такой взгляд выполняет важный социальный и коммуникативные функции.

Адресат всегда обращает внимание на прямой взгляд в глаза, обычно трактуя его как взгляд вызова, как взгляд гипнотический или агрессивный. Прямой взгляд приводит адресата в состояние возбуждения и ставит его в затруднительное положение. Согласно этикетным нормам, прямой взгляд должен быть очень коротким по длительности, а потому, если партнеры смотрят так друг на друга дольше, чем принято, и при этом, по крайней мере, у одного из них нет каких-либо установок и целей, которые с обязательностью требовали увеличение времени воспроизведения данного жеста, то через какое-то непродолжительное время оба партнера почти одновременно прерывают этот взгляд, отводя глаза.

Напротив, отвод глаз в сторону и опускание глаз рассматриваются как умиротворяющие или успокаивающие коммуникативные сигналы, снимающие не нужное напряжение. Они выполняют в диалоге роль, аналогичную той, что выполняет обычно улыбка, внезапно возникающая на лице одного из партнеров.

Прямой взгляд в глаза не следует отождествлять с контактом глаз, жестом иной семантики и сферой употребления. Именно в случае, когда нам смотрят прямо в глаза, мы часто говорим, Он уставился или Она на меня уставилась. Мы совсем не любим, кода на нас так смотрят, особенно если это происходит относительно долго, и потому зачастую люди раздраженны и грубо реагируют. Нередко указанным мимическим жестом пользуются для того, чтобы силой «горящего взгляда» привлечь к себе внимание человека, на которого смотрят подобным образом, - особенно в ситуациях, когда речь запрещена или невозможна. (Крейдлин 2002, 405)

Основные коммуникативные функции глаз:

1. когнитивная (стремление передать глазами некоторую информацию и прочесть информацию в глазах партнёра по коммуникации);

2. эмотивная (выражение глазами и считывание с глаз испытываемых чувств);

3. контролирующая (осуществление глазного мониторинга с целью проверки, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла, и др.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Классификация эмоций
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний (В. Вундт). «Удовольствие – неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение – к ...

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии
С момента возникновения психологии как самостоятельной экспериментальной науки проблема изучения индивидуальных свойств человека, элементов сознания и поведенческих актов стала предметом эмпирического исследования. Развитие идей о природе ...

Синдром детского аутизма
Примером искаженного типа психического развития по Лебединскому, является синдром раннего детского аутизма. Этот тип относится к группе эмоционально-волевых нарушений у детей. Он был впервые описан Л. Каннером (1943), который выделил осно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru