Язык глаз в коммуникации людей разных культур

Информация » Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей » Язык глаз в коммуникации людей разных культур

Страница 3

В окулесике принято различать следующие виды взглядов и глазного поведения людей в диалоге:

1) «односторонний взгляд», взгляд одного человека на другого (но не на лицо);

2) «взгляд в лицо» – взгляд одного человека на лицо другого;

3) «прямой взгляд (в глаза)»;

4) «совместный взгляд» - взгляд партнеров друг другу в лицо;

5) «контакт глаз» или «визуальный контакт» - оба партнера осознанно смотрят в глаза друг другу;

6) «избегание взгляда» - ситуация, когда один из участников диалога (или оба) стремится избежать взгляда в глаза со стороны собеседника;

7) «пропуск взгляда» - не имея явного намерения избежать контакта глаз, несмотря на партнера.

Если движение глаз бывают неуловимыми или трудно уловимыми, если таковыми бывают и легкие изменения в размерах зрачков, если могут остаться незамеченными и чуть повышенная по сравнению с нормальной длительность взгляда, и перемещение взгляда, то прямой взгляд с весьма высокой степенью вероятности фиксируется адресатом, причем даже на большом расстоянии между коммуникантами. Такой взгляд выполняет важный социальный и коммуникативные функции.

Адресат всегда обращает внимание на прямой взгляд в глаза, обычно трактуя его как взгляд вызова, как взгляд гипнотический или агрессивный. Прямой взгляд приводит адресата в состояние возбуждения и ставит его в затруднительное положение. Согласно этикетным нормам, прямой взгляд должен быть очень коротким по длительности, а потому, если партнеры смотрят так друг на друга дольше, чем принято, и при этом, по крайней мере, у одного из них нет каких-либо установок и целей, которые с обязательностью требовали увеличение времени воспроизведения данного жеста, то через какое-то непродолжительное время оба партнера почти одновременно прерывают этот взгляд, отводя глаза.

Напротив, отвод глаз в сторону и опускание глаз рассматриваются как умиротворяющие или успокаивающие коммуникативные сигналы, снимающие не нужное напряжение. Они выполняют в диалоге роль, аналогичную той, что выполняет обычно улыбка, внезапно возникающая на лице одного из партнеров.

Прямой взгляд в глаза не следует отождествлять с контактом глаз, жестом иной семантики и сферой употребления. Именно в случае, когда нам смотрят прямо в глаза, мы часто говорим, Он уставился или Она на меня уставилась. Мы совсем не любим, кода на нас так смотрят, особенно если это происходит относительно долго, и потому зачастую люди раздраженны и грубо реагируют. Нередко указанным мимическим жестом пользуются для того, чтобы силой «горящего взгляда» привлечь к себе внимание человека, на которого смотрят подобным образом, - особенно в ситуациях, когда речь запрещена или невозможна. (Крейдлин 2002, 405)

Основные коммуникативные функции глаз:

1. когнитивная (стремление передать глазами некоторую информацию и прочесть информацию в глазах партнёра по коммуникации);

2. эмотивная (выражение глазами и считывание с глаз испытываемых чувств);

3. контролирующая (осуществление глазного мониторинга с целью проверки, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла, и др.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике
Для того чтобы провести полный и всесторонний анализ понятия «профессиональное самоопределение», следует начать с рассмотрения истории его становления, его развития в различные исторические эпохи. Первая служба по «приисканию» работы в Р ...

Выводы
Анализ литературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, по данной проблеме, показал: Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру: Ни одна концепция возникновения, формирования псих ...

Сущность и виды воображения
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Креативный человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты твор ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru