Эмоции и мимические жесты

Информация » Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей » Эмоции и мимические жесты

Страница 2

Правила невербального выражения эмоций, в том числе правила лицевых выражений, являются в своей основе культурно - и социально-специфичными: они меняются от культуры к культуре, от одного социального диалекта к другому и по-разному выражают модификацию выражений лица. Действие этих правил в разных культурах может быть разным. Так они могут предполагать:

(1) усиление испытываемого человеком чувства. Например, при выражении печали представители некоторых культур Средиземноморья преувеличенно возбуждены и ведут себя так, будто находятся в состоянии экзальтации и себя почти не контролируют. Они интенсивно жестикулируют руками, громко рыдают, при чём делают это не только женщины, но и мужчины, они совершают множество суматошных движений, мнут и рвут на себе одежду.

(2) уменьшение чувства. Например, от эстонцев, исландцев или японцев ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от людей других национальностей можно ожидать проявлений ярости или бурной радости.

(3) контекстный запрет на выражение определённой эмоции. В России, например, мужчинам на людях, особенно в окружении незнакомых людей, не положено демонстрировать страх.

(4) маскировка одной эмоции другой. Например, японцам предписано улыбаться, чтобы не показать собеседнику свою печаль, отвращение и даже омерзение.

Контроль над сообщениями, посылаемыми лицом, и выражаемыми лицом чувствами является одним из важнейших типов управления невербальным поведением. Г. Крейдлин выделяет четыре разновидности контроля, который осуществляется над лицом. Во-первых, это разделяемые всем обществом (или какой-то определённой его частью) культурные конвенции (например, в русской культуре на свадьбах и именинах не принято выглядеть грустным, а на похоронах – весёлым). Во-вторых, это наследственные, родовые обычаи или привычки, воспитываемые в семье (например, ребёнка могут учить не хмуриться и не смотреть исподлобья на взрослых, с которыми он играет или разговаривает). В-третьих, это социальные и профессиональные требования (в профессиональное мастерство дипломатов, продавцов, врачей, актёров и многих других входит, в частности, умение управлять своим лицом). И, в-четвёртых, это контроль над выражением лица, вызванный требованиями текущего момента, в частности преследованием некоторой коммуникативной цели или решением какой-то задачи, возникшей в ходе актуального диалога (скрыть что-то от партнёра, сдержать смех, «надеть маску» и пр.) (Крейдлин 2002, 167)

Проведённые Г. Крейдлиным исследования позволяют выделить некоторые важные невербальные кинетические параметры, которые служат индикаторами положительных эмоций и позитивного отношения человека к своему коммуникативному партнёру:

(а) сближенная по сравнению с обычной позиция по отношению к адресату;

(б) небольшой наклон в его сторону;

(в) ориентация головы и корпуса жестикулирующего такая, чтобы можно было постоянно видеть лицо адресата и его реакции;

(г) увеличенная длительность контакта глаз;

(д) больше, чем нормативное, число касаний;

(е) дружеская, приветливая улыбка;

(ж) количество и скорость кивков головой;

(з) большое число жестов, совершаемых рукой;

(и) больше, чем в ином диалоге, количество повествовательных высказываний;

(к) относительно большое число позитивных звуковых сигналов (Г. Крейдлин 2002, 171).

Страницы: 1 2 

Интересные материалы:

Определение межличностного общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Взаимодействие между людьми ...

Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, осoбая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...

Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок
В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного, пс ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru