Индивидуальность

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Индивидуальность

Страница 1

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субьективной реальности. Поэтому индивидуальность - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее уникальности и неповторимости. Так, Б.Г. Ананьев (1969) писал, что если личность -вершина всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субьекта деятельности.

Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное, делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я. Условно говоря, если личность - это отражение совокупности социальных отношений, актуальных для человека в настоящий момент жизни; то индивидуальность - это выбор из всех актуализованных отношений, тех, которые соответствуют отличительным уникальным свойствам внутреннего мира данного человека. Личностные свойства обьединяют человека с обществом в качестве социальной роли, а индивидуальные свойства - определяют его психологические отличия, выделяющие его в обшестве и обуславливающие его индивидуальный жизненный путь, образ и стиль жизни.

В связи с этим индивидуальность - это определение собственной позиции в жизни и определенность по отношению к самому себе. То есть индивидуальность основана на рефлексии своей жизни, внутреннем диалоге человека с самим собой.

Кроме того, как писал Л. Фейербах (1955) «индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность». По мнению многих авторов индивидуальность означает «единство многообразия, многое в одном». Поэтому и Б.Г. Ананьев подходил к индивидуальности как к интеграции всех свойств человека как индивида, субьекта и личности.

Как отмечал философ И.И. Резвицкий (1984) «индивидуальность - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно, творчески и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субьектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества».

При этом психологическая структура индивидуальности включает в себя систему смысловых отношений, ценностных ориентаций, мировоззрение, стремление к самоактуализации и т.д. Их изучают акмеологическая, специальная и синтологическая психология. На этом уровне формируются социально-адаптационныеформы нервно-психических расстройств, в том числе задержка развития индивидуальности.

Третичная синтогенетическая структура представлена шестью синтогенетическими уровнями развития (Рис.7)

. Они взаимодействуя с вторичной структурой образуют психологическую спираль развития, которая подробно описана Д.И. Фельдштейн (спираль социального развития личности).

Данные синтогенетические уровни можно обозначить следующим образом:

1) Индивид

(нейрофизиологические свойства - нейродинамические особенности конституции, психомоторики, темперамента, поведения)

2) Обьект

(психофизиологические свойства - базисные механизмы, предпосылки формирования внимания, мышления, памяти, речи, ВПФ, способностей)

3) Субьект

(индивидуально-психологические свойства - развернутые психодинамические проявления указанных психологических процессов)

4) Личность (персона)

(психосоциальные свойства - характер, ролевое поведение, воля, общение, коммуникативная деятельность, обеспечивающие просоциальные особенности реагирования).

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком
На индивидуальных занятиях специалистом-дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личнос ...

Восприятие величины помещений
Архитектурная форма, в том числе и пространственная, в отличие от просто геометрической формы наделяется специфическим фактором абсолютной величины, связанной с ее отношением к человеку, как к мере, и определяемой отчасти понятием масштаб ...

Психолого-педагогические особенности глухих детей
Ранняя глухота значительно ограничивает возможность овладения речью и приводит к глухонемоте. При этом обычно не наблюдается органических нарушений речи, они носят вторичный характер и при адекватной коррекции компенсируются. Сохраненные ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru