Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Информация » Особенность временной перспективы беременных женщин » Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Страница 8

В последние десятилетия прогностическая, предвосхищающая функция психики, связанная с построением модели потребного будущего человека, все более привлекает внимание психологов. Исследования в этом направлении проводятся в русле разных подходов, в различных контекстах и с использованием различной терминологии. При обозначении указанного вида психической реальности говорят, например, о временной перспективе, перспективном целеполагании, планировании, построении модели будущего, смыслостроительстве, принятии и реализации намерений в деятельности и т.д.

Интерес исследователей к проблеме временной перспективы личности носит не только теоретический характер, но связан с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. Временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.

Теоретическая постановка проблемы временной перспективы в психологическом аспекте приводит к выводу о необходимости ее специального исследования, исходным моментом в котором станет понимание того обстоятельства, что вся совокупность отношений личности находит специфическое выражение, по временной организации и качественных временных изменениях.

Временная перспектива личности не только подвержена влиянию кризисных моментов жизни социума, но и способна активно противостоять их негативному воздействию, т.е. выступать как более или менее адекватная защитная стратегия. Впервые эта особенность временной перспективы личности была выделена в рамках психоаналитического подхода. Так, активное (хотя и фантастическое) планирование будущего выступает в качестве одного из защитных механизмов.

Возможность детерминироваться будущим как условие свободного отношения человека к жизненным данностям (часто трудным или даже невозможным) стала предметом исследования В. Франкла. В его работах способность человека находить будущий смысл в актуально смыслодефицитных ситуациях рассматривается как условие сохранения личностной целостности и предпосылка личностного развития.

Термин «временная перспектива» (time perspectives) - был введен Л. Франком для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. По словам Л. Фрэнка, временная перспектива – это «динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения… Будущее детерминируется настоящим, настоящее контролируется прошлым, но прошлое создает то, что будущее накладывает его ценности на настоящее».

Несколько раньше К. Левин предложил термин «временная протяженность», но после публикации Фрэнка он обращается к понятию временная перспектива и определяется ее как общий взгляд индивида на свое психологическое будущее и прошлое, существующий в данный момент времени.

Сходный по смыслу концепт «временная трансспектива» позволяет охватить целостный хронотоп жизни субъекта – его прошлое, настоящее, будущее и подчеркнуть их взаимодействие. По удачному выражению автора, которому принадлежит введение этого термина, временная трансспектива – это сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, в отличие от слова перспектива, отражающего акцент на будущем.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Интересные материалы:

Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...

Развитие представлений о понятии «идентичность»
Проблематика идентичности находиться на стыке интересов социологии, истории, культурологи, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А. Адлером ...

Анализ основных подходов к классификации видов памяти
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru