Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Информация » Особенность временной перспективы беременных женщин » Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Страница 9

К. Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленных масштабами жизненных ситуаций и определяющих границы «психологического поля в данный момент». Согласно К. Левину, это поле включает в себя не только теперешнее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем – желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. «Отношения, чувства, мысли о прошлом и будущем могут иметь существенное влияние на поведение…». Настоящее должно быть репрезентировано как включающие психологическое прошлое и психологическое будущее. Прошлое и будущее это один из измерений жизненного пространства человека. Это измерение может быть длинным или коротким, определенным или туманным. Его структура, может быть, простой или сложной, его границы могут быть слабыми или жесткими». В эмпирическом аспекте такой подход оказался достаточно продуктивным, стимулировал исследования временной перспективы личности.

К. Левин первым среди психологов построил пространственно временную модель, в которой сознание и поведение индивида рассматривались сквозь призму долговременной перспективы и разносторонних характеристик индивидуального жизненного пространства. Причем во времени он выделял зоны настоящего, ближнего и отдаленного прошлого и будущего, а в пространстве – уровни реального и ирреального.

Идеи К. Левина оказали заметное влияние на последующее развитие исследований психологического времени личности. Особое внимание обращают на себя исследования временной перспективы, связанной с будущим человека, так называемой будущей временной перспективой, под которой понимается «…способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдельных будущих событий».

Интересные данные были получены при изучении возрастной динамики будущей временной перспективы. Будущая временная перспектива это временной порядок ожидаемых личностью в будущем, каких – либо событий. Применив метод «временной линии» (требовалось отложить отрезки, характеризующие настоящее, прошлое и будущее личности), Т. Коттл обнаружил, что при переходе от детства к взрослости последовательно возрастает удельный вес прошлого и будущего в сознании Ж. Нюттен, развивая идею К. Левина, рассматривает временную перспективу, прежде всего, как функцию репрезентации, или когниции. Он определяет временную перспективу как восприятие в некоторой определенный момент объективно представленной последовательности событий, с интервалом между ними. Особенностью временной перспективы, по мнению Ж. Нюттена, состоит в ее представленности лишь в когнитивном плане, а не в плане реального восприятия. И наряду с объективно воспринимаемыми явлениями, репрезентированными в реальном времени и пространстве («здесь и теперь»), в сознании человека присутствуют явления и объекты, отнесенность к которым в «ментальном» плане так же побуждает человека к активности, как и актуально воспринимаемые им объекты и явления. Эти объекты получили название «мотивационных объектов» в концепции Ж. Нюттена. Он полагает, что они обладают определенными индексами времени и существует во временной перспективе по аналогии с пространственной. Согласно его концепции, временная перспектива создается присутствием в сознании человека разноудаленных во времени объектов: эти мотивационные объекты имеют своей функцией временную перспективу и определяют ее глубину, структуру, степень реальности и содержательную характеристику.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Интересные материалы:

История изучения самосознания подростков
В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствии получил название – "подростковый бум". Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш.Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, ...

Профессиональное самоопределение как элемент школьного биологического образования
Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Важность ее решения выступает как особый инструмент в развитии способностей школьников, формировании опыта деятельности, подготовки выпускников ...

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии
С момента возникновения психологии как самостоятельной экспериментальной науки проблема изучения индивидуальных свойств человека, элементов сознания и поведенческих актов стала предметом эмпирического исследования. Развитие идей о природе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru