Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Информация » Особенность временной перспективы беременных женщин » Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Страница 10

Для обработки эмпирических данных Ж. Нюттен предложил две процедуры: код анализа их содержания и временной код, – которые позволяют детально и многосторонне исследовать временную перспективу. Анализ показывает, что выделение различных типов людей в зависимости от их отношения к будущему происходит обычно по тому, как они сознательно планируют это будущее. Вместе с тем, отношения человека к будущему не исчерпывается лишь сознательным планированием, а включает все направленные в будущее векторы, связанные с мотивацией – как осознаваемый, так и неосознаваемый.

Э. Гуссерль выделяет несколько уровней анализа осознания временных представлений и стремится строго разграничить объективное и субъективное время. Это разграничение представляет собой по Э. Гуссерлю, «исключение объективного времени», что дает возможность, с его точки зрения, исследовать время субъективной реальности, «имманентное время сознания». Мы должны иметь дело с реальностью постольку, - пишет Э. Гуссерль, - поскольку она имеется в виду, представлена, интуитивно дана, понятийно осмыслена. Относительно проблемы исследования это означает: нас интересуют переживание времени. То, что они сами определены в объективном времени, то, что они относятся к миру вещей и психических субъектов и в нем имеют свое положение, свою действительность, свое эмпирическое бытие и происхождение, это нас не касается, об этом мы ничего не знаем.

Л.А. Штомпель в своем диссертационном исследовании приходит к выводу, что время не абсолютно, а относительно, временные характеристики не внешние для реальности, а выражают внутренние связи. Время не наполняется событиями, а образуется теми длительностями и ритмами, которыми обладают сами вещи и процессы.

М. Хайдеггер воспринимает соотношение временных категорий прошлого - настоящего - будущего с точки зрения понятия «теперь». «Когда нам приходится характеризовать время, исходя из настоящего, мы, конечно, понимаем настоящее как «теперь», в отличие от «уже - не - теперь» прошлого и «ещё - не - теперь» будущего, но настоящее означает также присутствие. Время - единство настоящего, прошедшего и будущего - представляют исходя из теперь .».

В отечественной психологии проблема субъективно переживаемого времени – соотношения прошлого, настоящего и будущего во всем объеме жизни и в отдельные ее периоды, а также той роли, которую играет их восприятие в детерминации поведения личности – впервые была поставлена С. Л. Рубинштейном. Он сформулировал положение, которое может быть принято в качестве критерия в тех случаях, когда необходимо квалифицировать представление взрослеющего человека о себе как субъекте определенного рода изменений, а также характер его «движения» из прошлого в настоящее и будущее.

По С.Л. Рубинштейну, исходное методологическое основание для постановки проблемы субъективного времени в уровневой природе пространственно-временных отношений, каждый уровень которых обретает свою специфику в «становлении новых уровней бытия, новых способов существования».

К.А. Абульханова и Т.Н. Березина продолжили разработку рубинштейновской концепции личности как субъекта жизни и для анализа его способа организации жизни предложили совокупность трех понятий для обозначения, трех пространственно-временных, ценностно-смысловых модальностей: «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива» (последнее достаточно хорошо известно). Жизненная позиция есть результирующая достижений личности (и в этом смысле она аккумулирует ее прошлый опыт). Но поскольку эти достижения в направлении самореализации воплощены не только в качестве самой личности, но и в достигнутой ею расстановке жизненных сил, жизненная позиция есть некоторый потенциал для будущего. И в этом качестве она связана с жизненной перспективой: достигнутые уровень и качество жизни (ценностное, духовное, материальное) открывают личности новые возможности самореализации. Но если личность объективирует себя в разных, не всегда оптимальных направлениях, траектория ее жизни прерывается радикальной сменой жизненных позиций, сопровождается иногда неразрешимыми противоречиями. «Логику» или траекторию жизненного движения личности мы обозначили понятием «жизненной линии», которая, соответственно, имеет восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный (с точки зрения самовыражения, самореализации личности), конвергентный или дивергентный характер.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Интересные материалы:

Изучение межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи методики «Рисованный апперцептивный тест»
Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, ТАТ) – проективная методика исследования личности. Одна из старейших и наиболее распространенных в мире. Создана Х. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Впоследствии методика становит ...

Информационная основа деятельности
Информационная основа деятельности (ИОД) - совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором цель-результат. Эффективность профессиона ...

Когнитивная психология
Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными ус ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru