Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности
Если таким образом теоретически соединить эти три способности психики - память, прогнозирование и трансспективу как функциональные специфические органы сознания, то можно составить некоторое приближенное представление о временных возможностях и «функциях» личности, о личности как особой временной организации.
Следовательно, можно сказать, что для Я.Ф. Аскина отправной точкой считается настоящее, и это позволяет рассматривать соотношение категорий времени прошлого - настоящего - будущего в линейном порядке. Настоящее это переход между состоянием существования и несуществования, акт осуществления, когда возможность превращается в действительность. Настоящее выражает собой относительную устойчивость в процессе вечного изменения.
Это относительная устойчивость не просто абстракция, она имеет объективные основания в дискретной природе материального мира. Настоящее всегда соотнесено к какому-либо наличному состоянию, событию, и длительность этого события, состояния определяет «размер» настоящего, причем в каждом конкретном ряде событий это определение специфично. Разная длительность настоящего является одной из характерных черт проявления специфики времени.
Порядок прошлое-настоящее-будущее характеризует реальное отношение между состоянием объекта в процессе его развития. Эти объективные отношения представляют собой основу восприятия прошлого, настоящего и будущего сознанием. При этом различия между настоящим, прошлым и будущим есть различия между осуществляющимся, осуществившимся и пока еще не осуществившимся. Здесь он отмечает, что временной аспект изменения выражает именно процесс становления.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из наиболее исследованных в психологии разделов жизненного пути является проблема жизненных или временных перспектив (Р. Кастенбаум, К. Левин, Дж. Нюттен и др.).
Временная перспектива – это временная глубина, или временное измерение жизненного мира (пространства); при отсутствии временной перспективы последний превращается в психологическое поле, а поведение становится «полевым» (например, у маленьких детей, лобных больных, умственно отсталых; иногда у нормальных людей, особенно в ситуациях мотивационной неопределенности).
Временная перспектива – это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие.
Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязаний, связанные с более или менее отдаленным будущим. Создавая образ будущего, личность оценивают свое настоящее и прошлое, в соответствии с тем, что планировалось. Если это сопоставление вызывает недовольство или разочарование, происходит переоценка прежних ценностей и выработка новых.
Интересные материалы:
Развитие и воспитание
Что же должна развивать "педагогика развития"? Возможен общий ответ: человека, ребенка, личность, индивида, индивидуальность. Мы видим, что уже на этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к различным объектам. &quo ...
Особенности развития коммуникативной сферы детей с ЗПР
Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их есте ...
Соотношение
интеллектуальных и творческих способностей как психологическая проблема
В данном параграфе мы попытаемся осветить вопрос о соотношении интеллектуальных и творческих способностей. Под словом «соотношение» обычно понимают:
- отношение;
- взаимная связь между чем-нибудь1.
Поэтому соотношение интеллектуальных ...