История изучения самосознания подростков

Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » История изучения самосознания подростков

Страница 8

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача. В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ-го века американский психолог У. Джонс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа "Я" личности – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает [45, с. 366-267].

Понятие самоуважения многозначно. Во-первых это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального "Я". Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе. Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального "Я" – вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания [38, с. 96].

Джемс предложил формулу, где числитель выражал реальные достижения, а знаменатель – притязания человека: Самоуважение = (успех)/(притязание).

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно [45, с. 368].

1. Из полученных теорий можно сделать вывод, что самосознание – вершина сознания.

2. Кроме того, можно сделать следующие выводы:

- оно является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;

- самосознание существенно отличается от сознания так как сознание есть знание о другом, а самосознание – знание себя, которое формируется в процессе социализации.

3. Нет единого подхода в изучении самосознания и его компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Интересные материалы:

Развитие психологической мысли во Франции в 18 веке
Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780). Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный о ...

Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие словесной памяти у детей начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения ...

Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru