История изучения самосознания подростков

Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » История изучения самосознания подростков

Страница 5

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я" [34, с. 78].

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. Но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н. Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему "высокого жизненного значения, венчающую психологию личности", расценивал в целом как "нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа".

Самосознание представляет собой некоторое действие, акт, с помощью которого все предметы и процессы, которые я могу воспринимать, относятся мною к тому, что можно назвать Я. Акт отнесения Я и принято называть в психологии идентификацией. Этот акт причиняет нам много беспокойства в тех случаях, когда мы идентифицируем себя с людьми, предметами, которые подвержены такому отрицательному влиянию. Но могут и приносить пользу, если мы идентифицируем себя с лицами, обладающими достоинствами или какими-либо преимуществами. Но если обнаруживается, что они плохие, то возникает мучительное переживание, разрушение идеала. Тот человек, с которым мы идентифицируем себя, включаем его в наше Я и высоко оцениваем, выступает в качестве идеала. Если такого идеала нет в непосредственном окружении, то создается просто идеальный образ на основе литературы, кино или просто на основе собственного воображения.

Идентификация – это не просто сравнение себя с кем-то другим, это отнесение к Я чего угодно, и этим все сказано.

В структуре нашего самосознания Я играет особую роль. Любые действия – и предметные и психологические, могут выступать в качестве действий направленных на соотнесение с Я и тогда они выступают в качестве действий реализации самосознания. Это действие соотносится с Я и, тем самым, является самосознательным действием. Однако чаще повторяют это действие взвешивая в идеальной форме и, думая, что стал "тяжелее", решают произвести разгрузку. То же можно сказать о физическом здоровье. Можно считать свое здоровье прекрасным, а пройдя исследование получить ужасающие результаты. Но можно не доверять врачам и говорить, что они ошибаются

Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Самосознание же осуществляет выбор поведения с учетом Я – концепции.

Самосознание повышает эффективность деятельности, однако оно способствует появлению рассогласования между реальным поведением и Я – концепцией. Если их невозможно устранить путем предметной деятельности, то включаются механизмы психологической самозащиты делающие это рассогласование более терпимым. Защитные механизмы могут обнаруживаться в любом поведении [31, с. 72-73].

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Интересные материалы:

Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной ф ...

Разновидности эмоциональных состояний
«Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность». [2] Настроение может возникать медленно, пос ...

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком
На индивидуальных занятиях специалистом-дефектологом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личнос ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru