Мнемические способности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Мнемические способности

Страница 4

Развитие мнемических способностей нельзя представить как линейный процесс последовательного прохождения перечисленных этапов. Формируясь, операционные механизмы создают условия для развития функциональных механизмов, которые в свою очередь, поднимаясь на новый качественный уровень возможностей, стимулируют новые проявления операционных механизмов, их совершенствование и развитие. Когда личность становится способной владеть своей памятью, это не означает, что функциональные механизмы перестают развиваться. Процесс развития механизмов мнемических способностей непрерывен, но он неравномерен и гетерохронен.

Этапкость развития памяти А.Н.Леонтьев назвал предварительной схемой, подчеркивая тем самым сложность реального процесса развития памяти. Действительно, неправомерно представление о том, что появление опосредованного запоминания в процессе развития памяти приводит к прекращению развития естественной способности к запечатлению и воспроизведению. Способность к запечатлению с развитием личности не исчезает и не перестает развиваться. Внешние средства запоминания — это не столько компенсация возможностей памяти, сколько компенсация недостаточной мотивации памяти. Развитие операционных механизмов, представляющее собой формирование системы действий, происходит в двух направлениях: во-первых, увеличение возможного набора способов обработки материала и, во-вторых, умение их использовать. Сущностью обоих направлений является усложнение операционных механизмов; от перцептивной обработки запоминаемого к обработке на уровне представлений, памяти, воображения, к мыслительной обработке. Выделенные мнемические приемы осуществляются на разных уровнях. Появление обработки запоминаемого на уровне мышления обусловливает интегрированность системы функциональных, операционных регулирующих механизмов. Одновременно с процессом интеграции протекает процесс дифференциации памяти как многоуровневой иерархически организованной системы. Процессы интеграции и дифференциации, являющиеся следствием формирования ФСМС, имеют свою феноменологию: многообразие видов памяти с различной эффективностью. С появлением операционных механизмов мнемических способностей на уровне мышления характер запоминания становится более осмысленным и произвольно управляемым, т.ею менее "механическим". Анализ развития операционных механизмов в обоих направлениях свидетельствует о неравнозначности различных мнемических приемов. Развитый операционный механизм представляет собой познавательную деятельность, цель которой — реализация определенного мнемического приема. Следовательно, мнемический прием становится заключительным звеном сложной перцептивно-представленческо-мнемическо-мыслительно-воображательной деятельности. Характер этой деятельности, уровень ее функционирования предопределены уровнем развития познавательных способностей субъекта, а виды мнемических приемов, их разнообразие в значительной степени заданы действительностью, требованиями деятельности, т.е. извне.

Развитие операционных механизмов мнемических способностей есть результат действия разнонаправленных тенденций: со стороны субъекта и со стороны деятельности. Взаимодействие внешней и внутренней регуляции приводит к формированию регулирующих механизмов мнемических способностей.

Формирование функциональной системы мнемических способностей. Этапы развития операционных, регулирующих механизмов и, следовательно, этапы формирования ФСМС, а также характер запоминания связаны между собой определенным образом, что находит выражение в конкретном уровне функционирования мнемических способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Основные функции бытовых касаний в акте общения
Можно выделит следующие функции бытовых касаний в коммуникативном акте: 1. Выражение дружбы, участия или заботы по отношению к адресату жеста; 2. Отражение интимного отношения к адресату, в частности сексуально интимного. Желание интимн ...

Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Известно, что дошкольное детство опр ...

Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В.И. Лубовский, Т.П. Артемьева, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали разли ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru