Мнемические способности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Мнемические способности

Страница 2

Память — психический процесс, в котором выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти, описывая память процессами запоминания, воспроизведения, узнавания, сохранения и забывания.

Память — психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации, при этом фиксируется и анализируется результативная сторона: объем запоминания и воспроизведения, скорость запоминания и т.д.

Память — свойство личности, которое связано не с самими по себе задачами накопления и сохранения опыта, а с организацией систем деятельности во временных отношениях — соотношением плана актуализируемых действий с предшествующим и предстоящим.

Память — развивающаяся, многоуровневая система хранилищ (сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище).

Функциональные и операционные механизмы мнемических способностей. Экспериментальные исследования показывают, что интеллект и отдельные способности на 40-75 % определяются генетическим фактором и на 60-25 % — средой. Генезис любого акта памяти включает в себя три фазы: запоминание, сохранение и воспроизведение. В наибольшей степени изучены механизмы запоминания, значительно слабее — механизмы сохранения и воспроизведения. Для закрепления внешнего воздействия в памяти необходимо определенное время, т.е. нужно, чтобы циркуляция нервных импульсов, вызванная стимулом, продолжалась некоторое время. Опыты со стрихнином показывают, что закрепление информации проходит в два этапа: первый этап — образование следа раздражителя, второй этап — формирование механизма воспроизведения. Пока точно не известно, как происходит формирование этого механизма и что он собой представляет, но тем не менее установление данного факта имеет большое значение, В опытах по лечению больных с помощью электрического тока выявлено, что они всегда помнят происходившее за час-полтора до процедуры, а то, что было за одну-две минуты до включения тока, они обычно прочно забывают. Можно предположить, что зависимость эффективности запоминания от темпа подачи раздражителя в опытах на людях также в значительной степени связана с необходимостью формирования именно механизма воспроизведения.

В настоящее время наиболее вероятными считаются гипотезы о химической и биоэлектрической природе механизма памяти.

Теория химической природы механизмов памяти состоит в следующем. Установлено, что длительное сохранение внешних сигналов осуществляется на основе немутационных изменений локусов молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), т.е. процесс запоминания реализуется непосредственно в ядре клетки. Реализация содержания памяти, считывание и воспроизведение на уровне клетки предполагают участие рибонуклеиновой кислоты (РНК) и специфических белков в качестве преобразователей информации. Результаты известных исследований дают основание для предположения, что память нейрона связана с изменением чувствительности постсинаптической мембраны к действию медиатора. Внешнее раздражение кодируется совокупностью химических сигналов (путем изменения чувствительности к отдельным сигналам).

Среди психологов и физиологов, работающих в области памяти, широкое распространение получила реверберационная теория памяти. Суть ее заключается в том, что в качестве следовых механизмов памяти принимаются ''остаточные" токи действия, которые возникают в той или иной группе нейронов при действии раздражителя, а в дальнейшем продолжают "обегать" те же нервные клетки, образуя так называемые реверберационные круги. Почему они по закону электрических цепей не затухают? Ответ надо искать в сверхпроводимости органических молекул. Что такие молекулы могут быть, экспериментально доказано.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...

Смущение
В последние годы эмоция смущения привлекла внимание многих исследователей. Данные, полученные в ходе различных исследований, позволяют предположить, что эмоция смущения возникает в самом начале жизни человека. Некоторые его внешние проявл ...

«Я – образ» в контексте профессиональной идентичности
Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер, К. Хойсера), позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я образе». Это вывод был использован для форму ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru