Мнемические способности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Мнемические способности

Страница 6

♦ Установлено, что основными моментами системогенеза являются неаддитивность главных компонентов системы, а также неравномерность, гетерохронность и достаточность их развития.

♦ Экспериментально изучены закономерности, характеризующие специфику формирования отдельных компонентов психологической системы деятельности.

♦ Раскрыта динамика развития и трансформации мотиваци-онной структуры субъекта деятельности; показано, что развитие происходит в двух направлениях: во-первых, общие мотивы находят свой предмет в деятельности, во-вторых, наблюдается динамика мотивов деятельности, которая выражается в появлении новых и инволюции ряда ранее действовавших мотивов, в изменении абсолютной и относительной значимости отдельных мотивов, в изменении структуры мотивов.

♦ Уточнено понятие цели профессиональной деятельности; при этом выделены два аспектаt в которых цель выступает, во-первых, как идеальный результат, во-вторых, как уровень достижений, к которому стремится человек; рассмотрен процесс формирования качественных и количественных параметров цели, а также выявлены некоторые факторы, существенно влияющие на процесс целеобразования; значительное внимание уделено формированию критериев достижения цели и критериев предпочтительности целей.

♦ Раскрыта картина формирования информационной основы деятельности, показана ее качественная специфика для разных уровней» Исследование подтвердило перспективность дальнейшей разработки концепции оперативности отражения, сформулированной Д.А. Ошаниным.

♦ Выделен предмет психологического изучения процессов принятия решения, соотнесены процессы принятия решения и решения задачи, доказана эффективность изучения процессов принятия решения в совокупности с процессами подготовки решения; показано, что процессы принятия решения пронизывают всю деятельность, включены во все блоки психологической системы деятельности, при этом психологическая картина принятия решения для каждого блока специфична вследствие разной представленное волевых, интеллектуальных и эмоциональных компонентов, качественной специфики критериев достижения цели и критериев предпочтительности; выделен ряд факторов, определяющих специфику принятия решения в зависимости от их места в структуре деятельности.

♦ Уточнено понятие научения и показано, что его сущностью является формирование психологической системы деятельности.

Изложенная в настоящей работе точка зрения на сущность деятельности дает ответ на вопрос о соотношении способностей, умений и навыков, учитывая, что архитектура способностей близка архитектуре действия, а последняя близка архитектуре деятельности.

Остановимся на взаимосвязи способности и одаренности. В этом плане интересной представляется мысль С.Л. Рубинштейна о соотношении одаренности и психологической функции: «Одаренность неотождествляема с качеством одной функции — хотя бы даже и мышлением. Функции являются продуктом далеко идущего анализа, выделяющего отдельные психологические процессы, соотнесенные с предметами, их свойствами, отношениями, качествами, с их сущностью — вообще с миром, определенным в общих категориях диалектической логики. Одаренность так же, как и характер, определяет более синтетические, комплексные свойства личности. Она характеризует личность в соотношении с более конкретными условиями деятельности человека, которые сложились в результате исторического процесса, создавшего определенные формы разделения труда.»

Развитие способностей происходит в двух направлениях: во-первых «пригнанности» отдельных способностей к системе деятельности, их интеграции и, во-вторых, приспособления отдельных способностей к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. «восхождение» к конкретным, частным проявлениям общих способностей. Отмеченные аспекты тесно взаимосвязаны, я развитие способностей осуществляется в единстве этих двух аспектов. До начала деятельности можно говорить только о наличии общих способностей и, следовательно, для диагностики общих способностей можно использовать определенный стандарт. Проблема профессиональных способностей — это скорее проблема трансформации общих способностей в специальные, проблема обучения. Можно отметить и другие частные проблемы, вытекающие из общих положений, изложенных в настоящей работе. Но уже рассмотренные следствия свидетельствуют о продуктивности избранного пути изучения деятельности и способностей как в общетеоретическом плане, так и в эмпирических приложениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Интересные материалы:

Значение межличностных отношений в личностном развитии человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценн ...

Понятие структуры в психологии восприятия
Начнем с совершенно элементарных вещей. Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психолог ...

Профессионально-квалификационная мобильность кадров
Профессионально-квалификационная мобильность кадров - процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков. Квалификация - ст ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru