Информационная основа деятельности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Информационная основа деятельности

Страница 1

Информационная основа деятельности (ИОД) - совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором цель-результат. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой ИОД.

Рассмотрим три уровня формирования ИОД:

1) сенсорно-перцептивный (изучаются закономерности сенсорного научения, т.е. закономерности формирования сенсорно-перцептивных механизмов, с помощью которых происходит восприятие (отражение) сигналов, несущих профессионально важную информацию);

2) когнитивный (изучается функциональная значимость сигналов, т.е. устанавливается ценность информации, доставляемой органами чувств, для производственной деятельности);

3) образно-оперативный (изучаются закономерности объединения отдельных информационных признаков в целостные образы, с опорой на которые происходит программирование и регулирование деятельности).

Развитие информационной основы деятельности. ИОД первоначально предстает перед учеником в нормативно-одобренной форме, как правило, отражающей информационную основу деятельности профессионалов. Но информационная основа деятельности профессионала, с одной стороны, не может быть полностью и адекватно передана в нормативном описании, а с другой — она часто не может быть усвоена учеником и реализована им в своих действиях. Как показали исследования, существует важная для деятельности категория информации, реализация которой становится доступной только на определенном уровне подготовленности. Попытки более раннего использования этой категории информации приводят к увеличению дезадаптации субъекта к требованиям деятельности.

Первоначально в ИОД включаются признаки, доступные для восприятия, усвоения и реализации в исполнительных действиях. Осваивая профессию, обучающийся включает в ИОД те информационные признаки (ИП), учет которых не приводит к дезадаптации. По мере роста профессионального мастерства количество таких признаков увеличивается.

В процессе формирования ИОД целесообразно выделить также процессуальные и результативные признаки: информационные признаки, с ориентацией на которые выполняются действия; они несут информацию, используемую в процессе выполнения трудовых действий; результативные признаки дают информацию о параметрах результата, по которым происходит его сравнение с целью деятельности (действий и деятельности). Существуют два вида цели: цель-образ и цель-задание. При задании цели в форме образа значимость результативных признаков резко повышается, при цели-задании ведущая роль переходит к процессуальным признакам.

Освоенность микрокомпонентного состава действия диктует следующую динамику ориентировки: на первых этапах освоения действия ведущее значение принадлежит процессуальным признакам, на завершающих — результативным. Если действие состоит из микрокомпонентов, выполнение которых не вызывает трудностей у ученика, то ведущую роль сразу могут играть результативные признаки.

Отражение профессионально важной информации носит функциональный характер, для которого свойственны следующие черты:

1) Данный процесс характеризуется активным извлечением информации из источника отражения.

2) Результат отражения выделяется из процесса взаимодействия в форме динамической модели или образа.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих ...

Психоанализ
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений психологии. С одной стороны, активно развивается психоанализ - школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывалс ...

Общая структура организации специальной психологии и коррекционной педагогики
Руководство службой специальной психологии и коррекционной педагогики осуществляется отделом специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии Главного управления реабилитационной службы и специального образ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru