Информационная основа деятельности
3) Информация представляет собой оценочное отражение, объект здесь фиксируется не просто со стороны природных свойств, но и функций, ценности, значимости.
4) Информация выступает в качестве регулятивного (по отношению к деятельности) фактора.
Инструктор (обучающая система) должен располагать алгоритмом обогащения ИОД по мере роста профессионального мастерства. В соответствии с этим алгоритмом и вносятся изменения в ИОД. Формирование ИОД начинается с отражения отдельных сигналов и их значений, затем устанавливается ценность отдельных сигналов в структуре сигнальной ситуации далее происходит объединение отдельных ИП в системы, в которых на завершающих этапах находит отражение динамика деятельности. Принципиально важным моментом формирования ИОД является придание ей оперативности (приспособленности для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач). Изучение свойств оперативных образов как регуляторов действий позволило Д.А. Ошанину выделить их специфические взаимосвязанные особенности: прагматичность, адекватность задаче действия, специфичность, лаконичность и функциональную деформацию. Начав с изучения роли образа в деятельности оператора, по мере продолжения исследования Д.А. Ошанин пришел к выводу, что свойства оперативности приобретает не только образ объекта, но и вся образная информация, используемая для регуляции действия. На основе проведенных работ Д.А. Ошаниным было высказано важное положение о том, что оперативность является общим свойством отражения человеком действительности.
Составляющая ИОД информация (информационный комплекс) шире понятия "оперативный образ", она включает в себя не только образную информацию, но и информацию, передаваемую в понятиях (значениях), а также доставляемую проириоцептивными ощущениями. В ИОД входит информация как об объекте, так и о субъекте деятельности. Оперативную ИОД, следуя Д.А. Ошанину, можно определить как психический информационный комплекс, в котором сосредоточена и организована адекватно целям и условиям вся информация об объективных и субъективных условиях деятельности. В оперативной ИОД информация связана не только "образностью", но и смысловыми связями.
Оперативная ИОД — функционально-смысловой информационный комплекс. Со свойством функциональности тесно связано свойство динамичности, т.е. развернутость этого информационного комплекса во времени в соответствии со структурой деятельности. Важным моментом формирования ИОД является ее тонкое приспособление к структуре деятельности и микроструктуре действия. Результату проведённых опытов показали, что при работе с визуализированной обратной связью происходит совершенствование составляющей навыка, связанной с умением балансировать инструмент, а развитие субъективного образа заданного положения плоскости опиливания затрудняется. При организации ИОД следует исходить из структуры осваиваемой деятельности (действия), ИОД должна отражать структуру деятельности. Значительная часть ИОД не может быть вербализована, к ней относится информация, доставляемая различаемыми, но не дифференцируемыми сигналами, сериационными (не категориальными) признаками, проириоцептивными ощущениями и т.д.
Интерес для нас представляет факт иерархизации (в плане отражения в сознании) сигналов, доставляющих профессионально важную информацию в процессе освоения деятельности. Данный факт был установлен нами в совместной работе с В.Ф.Шевчуком. Его суть заключается в том, что в процессе формирования навыка опознания объекта по множеству сигналов последние в ходе освоения деятельности приобретают различное значение и начинают по-разному осознаваться. Наиболее значимые всегда отражаются на уровне сознания, менее значимые и более трудно воспринимаемые отражаются, но не находят представления на уровне сознания. Факт отражения слабых сигналов был подтвержден регистрацией перцептивных действий. Роль слабого сигнала возрастала по мере увеличения трудности опознания объекта. В ряде случаев слабый сигнал превращался в ведущий, что обусловливалось структурой элементов опознаваемого ряда.
Интересные материалы:
Задача установления интимных отношений
Первоначально задача достижения интимности встает как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Ее решение начинается, как правило, еще в подростковом возрасте ...
Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения деятельности
Среди основных методологических положений российской психологической науки важное место занимает положение о взаимосвязи обучения и развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк и др.). Среди внутренних условий, через ...
Влияние эмоций на тело человека
У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс ра ...